ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1 Количество участников ЕГЭ по предмету русский язык (за последние 3 года)

Учебный предмет 

2014

2015

2016

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

Русский язык

5948

98,8

5420

94,31

4318

91,9

 

1.2 Процент  юношей и девушек.

 Юноши

Девочки

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

2102

48,7

2216

51,3

 

1.3 Количество участников ЕГЭ в КБР по категориям
Всего участников ЕГЭ по русскому языку

Всего участников ЕГЭ

Участников ЕГЭ по русскому языку

Из них:

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО


4227

 

4224

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

13

11

 выпускников прошлых лет                                                         

458

83

Итого по КБР:

4698

4318

 

1.4 Количество участников по типам ОО
 Всего участников ЕГЭ по предмету

Всего участников ЕГЭ

4318

Из них:

 -      выпускники лицеев и гимназий

 

869


867

 -      выпускники СОШ                     

3358

3357

 -      СПО

13

11

 -      ВПЛ

458

83

Итого по КБР:

4698

4318

 

1.5  Количество участников ЕГЭ по предмету русский язык по АТЕ региона

 АТЕ

Количество участников ЕГЭ

Количество участников ЕГЭ по русскому языку

% от общего числа участников в регионе

% от общего числа участников по АТЕ

 г.о. Нальчик

1297

1295

30,0

99,85

 г.о. Прохладный

280

280

6,5

100

 г.о. Баксан

302

300

7,0

99,33

 Баксанский район

451

450

10,4

99,74

 Зольский район

225

225

5,2

100

 Лескенский район

151

149

3,5

99,52

 Майский район

161

161

3,7

100

 Прохладненский район

138

138

3,2

100

 Терский район

212

211

4,9

99,53

 Урванский район

336

335

7,7

99,70

 Чегемский район

296

294

6,8

99,31

 Черекский район

223

222

5,1

99,55

 Эльбрусский район

165

164

3,9

99,36

 ВПЛ (выпускники прошлых лет)

461

94

2,1

20,17

Итого по КБР:

4698

4318

100

91,9

 

ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по предмету русский язык

Количество участников ЕГЭ в течение последних трех лет уменьшилось в связи с демографической ситуацией. Гендерное соотношение находится в относительном равновесии: девушек на 0,2 % больше, чем юношей. Основную часть участников ЕГЭ составили выпускники текущего года, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования; 2,2% - выпускники прошлых лет и обучающиеся, освоившие программы среднего профессионального образования. Выпускники лицеев и гимназий республики в общем количестве участников составили 20%. В разрезе административно-территориальных единиц практически третью часть составили участники г.о. Нальчик.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

     Структура и содержание КИМ отражают цели современной системы образования, учитывают возрастные особенности учащихся, соответствуют оценке результатов обучения, позволяют проверить все виды компетенций выпускников. Следует  отметить оптимальное распределение заданий  по основным содержательным разделам курса русского языка, по видам работы с языковым материалом, по уровням сложности.

 

3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по предмету русский язык по тестовым баллам в 2016 г.

 

3.2 Динамика результатов ЕГЭ по русскому языку за последние 3 года
Русский язык 

КБР

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 Не преодолели минимального балла

65

79

35

 Средний балл

49,7

58,37

62,7

 Получили от 81 до 100 баллов

257

480

707

 Получили 100 баллов

1

8

9

 

3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

А) с учетом категории участников ЕГЭ

Русский язык 

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

0,79 (34)

0 (0)

0,02 (1)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

43,21 (1866)

0,14 (6)

0,93 (40)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

37,86 (1635)

0,05 (2)

0,63 (27)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

15,96 (689)

0,07 (3)

0,35 (15)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

9

0

0

 

Б) с учетом типа ОО
Русский язык 

СОШ

Лицеи, гимназии

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

0,78 (33)

0,02 (1)

0 (0)

0,02 (1)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

39,2 (1687)

4,15 (179)

0,14 (6)

0,93 (40)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

28,44 (1227)

9,45 (408)

0,05 (2)

0,63 (27)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

9,4 (410)

6,46 (279)

0,07 (3)

0,35 (15)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

5

4

0

0

 

В) Основные результаты ЕГЭ по русскому языку в сравнении по АТЕ
Наименование АТЕ 

Доля участников, набравших балл ниже минимального

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Количество выпускников, получивших 100 баллов

 г.о. Нальчик

0,1

29,2

42,2

28,5

8

 г.о. Прохладный

0,4

27,1

51,8

20,7

0

 г.о. Баксан

3,7

51,3

36,0

9,0

0

 Баксанский район

0,7

63,6

28,6

7,1

0

 Зольский район

2,7

59,1

32,4

5,8

0

 Лескенский район

2,0

66,7

24,7

6,7

0

 Майский район

0,6

44,7

44,7

9,9

0

 Прохладненский район

0,0

45,7

35,5

18,8

0

 Терский район

0,0

49,3

40,8

10,0

0

 Урванский район

0,3

47,5

39,4

12,8

1

 Чегемский район

0,0

48,3

40,8

10,9

0

 Черекский район

2,3

59,5

31,5

6,8

0

 Эльбрусский район

1,2

41,5

40,9

16,5

0

 

3.4 Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по русскому языку

Название ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников,

не достигших минимального балла

 МКОУ СОШ  с. Прималкинского

81,2

12,5

0

 МКОУ СОШ № 9 г.о. Нальчик

51,3

41,6

0

 МКОУ Гимназия № 29 г.о.Нальчик

46,1

47,6

0

 МОУ Гимназия № 5  г. Тырныауз

46,1

46,1

0

 МКОУ Гимназия № 14 г.о. Нальчик

45,7

40,9

0

 ГКОУ Лицей для одарённых

43,7

56,2

0

 МКОУ СОШ № 32 г.о. Нальчик

42,8

32,8

0

 МКОУ Гимназия № 1  г.о. Нальчик

42,8

42,8

0

 ГКОУ Школа-интернат № 5 с.п. Нартан

42,8

57,1

0

 МКОУ СОШ № 18 г.о. Нальчик

35,1

40,5

0

 МКОУ СОШ № 25 г.о. Нальчик

34,4

24,1

0

 МКОУ СОШ с. Заречного

33,3

33,3

0

 МОУ СОШ № 9 ст. Александровской

33,3

50

0

 МОУ СОШ № 2  г. Тырныауз

33,3

0

0

 МКОУ Лицей № 2  г.о. Нальчик

33,1

42,6

0,6

 

3.5 Перечень ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по русскому языку

Название ОО

Доля участников,

не достигших минимального балла

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

 МКОУ ВСОШ г.о. Баксан

77,7

0

0

 МКОУ СОШ № 1 с.п. Сармаково

50

0

0

 МКОУ СОШ № 2 с.п. Сармаково

21,4

21,4

0

 МКОУ СОШ с.п. Герпегеж

16,6

66,6

0

 МКОУ СОШ № 1 с.п. Жемтала

15,3

23

7,6

 МКОУ СОШ № 11 г.о. Баксан

14,2

42,8

28,5

 МКОУ СОШ № 3 с.п. Каменномостское

10

20

20

 МКОУ СОШ № 6 г.о. Баксан

10

30

10

 МОУ СОШ № 6  г. Тырныауз

10

20

0

 МКОУ СОШ с.п. Верхняя Жемтала

9

9

0

 МОУ СОШ № 8 ст. Котляревской

7,6

15,3

0

 МКОУ СОШ № 2 с.п. Аргудан

7,1

0

7,1

 МКОУ СОШ № 2  с.п. Анзорей

5,5

22,2

0

 МКОУ СОШ № 3 с.п. Сармаково

5,2

10,5

0

 ГКОУ "Кадетская школа-интернат" с.п. Бабугент

5,2

15,7

0

 

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

 

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Средний процент выполнения по КБР

1.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. Владеть основными приёмами информационной  переработки  письменного текста

98,3

2.

Средства связи предложений в тексте

Проводить  лингвистический  анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Б

81,6

 3.

Лексическое значение слова

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и

фактов. Проводить  лингвистический  анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Б

86,5

4. 

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

Б

77,9

5. 

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

58,2

 6.

Морфологические нормы (образование форм слова)

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

76,7

 7.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

В

91.1

8. 

Правописание корней

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

62,1

 9.

Правописание приставок

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

79,9

 10.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

77,8

 11.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

50,4

 12.

Правописание НЕ и НИ

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

72.9

 13.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

64,6

 14.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

58,3

 15.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

91,1

16. 

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

ББ

58,7

17. 

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

60,5

 18.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

61,5

19. 

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

49,4

20. 

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации

Б

62,2

21. 

Функционально-смысловые типы речи

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Проводить  лингвистический  анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Б

34,4

22. 

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.Фразеологические обороты.Группы слов по происхождению и употреблению

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Проводить  лингвистический  анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные виды чтения  (ознакомительно-изучающее,  ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Б

70,3

23. 

Средства связи предложений в тексте

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Проводить  лингвистический  анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

В

52,2

24. 

Речь. Языковые средства выразительности

Проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Осуществлять  речевой  самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Разграничивать варианты норм, преднамеренные  и  непреднамеренные нарушения языковых норм.

В

85,0

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. Владеть основными приёмами нформационной  переработки  письменного текста

П

Успешно усвоенные элементы содержания:

  1.  Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
  2. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
  3. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

Недостаточно усвоенные элементы содержания:

  1. Функционально-смысловые типы.
  2. Средства связи предложений в тексте.
  3. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

 

Основные УМК по предмету, которые использовались в ОО в 2015-2016 уч.г.

Название УМК

Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК

 Власенков А.И., Рыбченкова  Л.М.  Русский язык (профильный уровень). Просвещение.2015.

4%

 Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 класс. Учебник в 2 частях (базовый уровень). Русское слово.2014-2015.

90%

ПОСОБИЯ

 ВласенковА.П.,РыбченковаЛ.М. Русский язык (базовый уровень), 2013(пособие)

9%

 В.Ф.Греков, Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, Просвещение,2010г

4%

 

Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне

Дата

Мероприятие

1

09.2015

Диагностическое исследование уровня профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций республики

2

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам)

3

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам)

4

10.2015-12.2015

Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции

5

10.2015

Практический семинар для учителей русского языка, математики и обществознания по методике работы с пособиями «Я сдам ЕГЭ»


 

ВЫВОДЫ

Выпускники, освоившие программы среднего общего образования, в основном владеют различными видами чтения, умеют излагать собственные мысли в письменной форме, соблюдая нормы русского языка; выражать отношение к прочитанному, жизненным фактам. У школьников в определенной степени сформированы умения опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, различать стили речи. Выпускники в практике письма в основном соблюдают правила орфографии и пунктуации.
Однако у части школьников не сформированы устойчивые навыки проведения  лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; использования основных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи; грамотного письма, умения оперировать отдельными грамматическими единицами русского языка в соответствии с поставленной задачей.

Рекомендации:

Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка необходимо больше внимания уделять практическому овладению языковыми нормами, применяя для формирования лингвистических компетенций различные формы организации занятий по русскому языку на основе современных учебников и пособий.

Составители методического анализа по предмету:

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.

Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету

Башиева Светлана Конакбиевна, заведующий кафедрой русского языка и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Председатель предметной комиссии по русскому языку

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4126107
Сегодня
Вчера
Этот месяц
2086
2706
53284

Счетчик joomla