Часть 2.8.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по географии
1 Характеристика участников ЕГЭ
Количество участников ЕГЭ
Таблица 156
Предмет | 2013 | 2014 | 2015 | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
география | 48 | 0,7 | 58 | 0,98 | 72 | 1,25 |
Юношей и девушек
Таблица 157
Пол | Участников всего | Участников | Средний балл |
Юноши | 2900 | 53 | 46,66 |
Девушки | 2955 | 19 | 41,11 |
Итого по КБР | 5855 | 72 | 45,19 |
Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям
Таблица 158
Всего участников ЕГЭ по предмету | География |
Из них: | 72 |
Выпускников текущего года | 66 |
Выпускников СПО | 1 |
Выпускников прошлых лет | 5 |
Количество участников по типам ОО
Таблица 159
Всего участников ЕГЭ по предмету | География |
Из них: | 72 |
Выпускники лицеев и гимназий | 0 |
Выпускники СОШ | 41 |
Количество участников ЕГЭ по административным образованиям региона
Таблица 160
АТЕ | Количество участников по предмету | В % к общему числу выпускников |
Нальчик | 39 | 0,6 |
Баксан | 2 | 0,03 |
Прохладный | 8 | 0,1 |
Баксанский район | 1 | 0,01 |
Зольский район | 4 | 0,06 |
Лескенский район | 1 | 0,01 |
Майский район | 1 | 0,01 |
Прохладненский район | 2 | 0,03 |
Терский район | 1 | 0,01 |
Урванский район | 2 | 0,03 |
Чегемский район | 4 | 0,06 |
Черекский район | 3 | 0,05 |
Эльбрусский район | 4 | 0,06 |
2 Краткая характеристика КИМ по географии
В контрольных измерительных материалах по географии в 2015 году по сравнению с КИМ 2014 года принципиальных изменений нет. Изменена последовательность заданий в части 1 и структура варианта КИМ в целом.
Удельный вес каждого раздела учебного курса в экзамене различен. Наибольший объем заданий приходится на такие содержательные линии, как «Природа Земли и человек» и «География России». Задания по этим разделам представлены в трех уровнях сложности (базовый, повышенный, высокий). Разделы учебного курса «мировое хозяйство» и «Регионы и страны мира» представлены заданиями только базового и повышенного уровня, остальные представлены на всех трех уровнях сложности. Каждое задание экзаменационной работы характеризуется не только проверяемым содержанием, но и проверяемыми умениями. Кодификатор определяет три группы требований к уровню подготовки выпускников: знать/понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Полное описание заданий в КИМ ах представлено в спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по географии. Выполнялось 11 вариантов заданий, 501-509 на основном этапе, 601,602 в резервном.
3.Основные результаты ЕГЭ по предмету
3.1. В текущем году
Средний балл ЕГЭ по географии в регионе - 45
Основные результаты:
Таблица 161
География | Количество | В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 17 | 23,7 |
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов | 4 | 5,5 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
Результаты по категориям участников ЕГЭ:
Таблица 162
География | Выпускники организаций среднего общего образования | Выпускники СПО | Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 25,7 | 0 | 0 |
Средний балл | 44,7 | 50 | 49,8 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 4,5 | 0 | 20 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
Результаты по кластерам ОО:
Таблица 163
География | СОШ | Гимназии, лицеи |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 27,3 | 18,2 |
Средний балл | 43,9 | 48,9 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 3,6 | 9,1 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
3.2.Динамика результатов ЕГЭ по географии за последние 3 года
Таблица 164
ЕГЭ-2013 | ЕГЭ-2014 | ЕГЭ-2015 | |
Не преодолели минимальной границы | 2 | 11 | 17 |
Средний балл | 58,1 | 40,4 | 45,19 |
Набрали от 81 до 100 баллов | 9 | 2 | 4 |
Получили 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единицам
Таблица 165
География | По не преодолевшим минимальную границу | По среднему баллу | По высокобальникам (от81-100 баллов) |
Нальчик | 33,33 | 41,67 | 2,6 |
Прохладный | 0 | 47,5 | 0 |
Баксан | 0 | 44,5 | 0 |
Баксанскому району | 0 | 43 | 0 |
Зольскому району | 25 | 48,5 | 0 |
Лескенскому району | 0 | 50 | 0 |
Майскому району | 0 | 81 | 100 |
Прохладненскому району | 0 | 61,5 | 50 |
Терскому району | 0 | 85 | 100 |
Урванскому району | 0 | 51,5 | 0 |
Чегемский району | 0 | 44,5 | 0 |
Черекскому району | 66,67 | 40 | 0 |
Эльбрусскому району | 25 | 45,75 | 0 |
4.Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.
Таблица 166
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности задания |
Средний процент выполнения по региону |
С 1 № 36 | Географические модели. Географическая карта, план местности. | 1.1 |
2.4.4. 2.8 |
В | 10,61 |
С 2 № 37 |
Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Природа России. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. |
3.1-3.4 5.2 7.2-7.4 |
2.6.2, 2.7 1.10.3 1.10.5 1.12 |
В | 4,55 |
С 3№ 38 |
Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Природа России. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. |
3.1-3.4 5.2 7.2-7.4 |
1.10.3 1.10.5 1.12 |
В | 9,09 |
С 4 № 39 | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. | 4.1 |
1.4.1 1.10.1 1.10.5 |
П | 10,61 |
С 5 № 40 | Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли. | 2.1 |
1.7 3.1 |
В | 7,58 |
С 6 № 41 К-1 | Численность, естественное движение населения России. Направление и типы миграций. |
7.3.1 7.3.4 |
2.6.2 2.6.3 |
В | 13,64 |
К-2 | В | 12,12 |
ВЫВОДЫ:
Общее количество участников ЕГЭ по географии в 2015 году составило 66 человек. В заданиях с развернутым ответом экзаменуемые должны были:
- выполнить ряд предложенных задач и привести их полные решения;
- развернуто, с привлечением знаний курса ответить на поставленные проблемные вопросы.
Количество таких заданий в экзаменационной работе, как и в 2014 году, по географии шесть (С1-С6). Процент выполнения – 2,12, а заданий с выбором ответов – 19, 48.Часть «С» в 2015 году включала пять заданий высокого уровня сложности и одно задание повышенного уровня сложности С4. Изменений по сравнению с прошлым годом не было в содержании заданий. Практически все виды заданий части С вызвали различные затруднения. Основные недочеты при выполнении этих заданий: отсутствие необходимого количества обоснований, нечеткость формулировки обоснования. Возникали также проблемы при использовании географической терминологии, допускались ошибки в математических расчетах.
Все задания высокого уровня сложности (С1, С4, С6) перешагнули 10% порог выполнения. Низкий уровень выполнения заданий С2, С3, С5. Самый низкий уровень выполнения имеет задание С2, которое выполнили 4,55%. На втором месте задание С5 (7,58 %) и задание С3 – 9,09 %. Остальные задания перешагнули за 10%. Задание С2 связано с тем, что изучение темы «Земля - планета Солнечной системы» происходит в 6 классе и более не повторяется. Выпускники 2015 года продемонстрировали недостаточность умений строить профиль и анализировать географические модели движения Земли. Было бы целесообразно включать элементы моделирования в практические работы и географические задачи при изучении физикой географии 6-8 класс. Эти темы необходимо более внимательно повторять при подготовке к ЕГЭ, так как они являются наиболее сложными. Ошибки в задании С5 были допущены при сравнении доли населения занятого в сельском хозяйстве и определении доли сельского хозяйства в общих объемах экспорта. Типичные недочеты в работах выпускников – это отсутствие необходимых вычислений при определении доли сельского хозяйства в экспорте страны.
5. Работа региональной предметной комиссии.
- Руководитель ПК: Кравченко Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры географии ИДАМиТ КБГУ
Таблица 167
Эксперты предметной комиссии | Количество |
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. | |
из них: - учителей образовательных организаций - преподавателей учреждений высшего профессионального образования - преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования |
15 1 |
Из них: - имеющих учёное звание кандидата наук - имеющих учёное звание доктора наук - имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» |
_ _ _ |
Из них - имеющих статус ведущего эксперта - имеющих статус старшего эксперта - имеющих статус основного эксперта |
3 3 10 |
- Организация обучения экспертов и работы ПК: ИПК и ПРО КБГУ. Все эксперты в 2015 году прошли дистанционное обучение. В мае 2015 года 16 экспертов сдавали экзамен и успешно его прошли, все эксперты были допущены к проверке.
- Количество работ на третью проверку -1. Работа у Белимготовой Э.А. не подтвердились в оценках, ей рекомендуется пройти дистанционные курсы и изучить допущенные при проверке ошибки.
- Заявления на апелляцию подали два человека. К повторной проверке работ учащихся, подавших заявление на апелляцию, был привлечен председатель предметной комиссии. В результате повторной проверки технических ошибок в оценивании не выявлено. Две апелляции по содержанию были отклонены.
6.Рекомендации:
Комплексный характер экзаменационной работы на едином государственном экзамене по географии позволяет в соответствии со стандартами среднего образования по географии проверить уровень подготовки выпускников в освоении систематизированных знаний, в овладении ими умениями и навыками.
Для повышения результатов ЕГЭ по географии учителю рекомендуется планировать и осуществлять следующие мероприятия:
При планировании учебного материала, в процессе подготовки к урокам учителю необходимо обратить внимание на те содержательные части А, В, С, которые вызвали у экзаменуемых наибольшие затруднения:
- формировать умения строить профиль и анализировать географические модели движения Земли;
- формировать знание и понимание географических следствий движения Земли (С5);
- формировать умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами (С6).
7.Составитель отчета о результатах методического анализа:
Таблица 168
Председатель предметной комиссии |
Кравченко Ирина Викторовна, КБГУ, старший преподаватель кафедры географии |