ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 1.1 Количество участников ЕГЭ по обществознанию(за последние 3 года)

Учебный предмет

2014

2015

2016

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

 Обществознание

3297

55,43

3163

55,04

2589

55,1

 

1.2 Процент  юношей и девушек 

Юноши

Девочки

кол-во

%

кол-во

%

1360

52,5

1229

47,5

 

 1.3 Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Всего участников ЕГЭ по предмету обществознание

2589

Из них:

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

2426

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

3

 выпускников прошлых лет

160

 

 1.4 Количество участников по типам ОО

Всего участников ЕГЭ по предмету обществознание

2589

Из них:

 -      выпускники лицеев и гимназий

553

 -      выпускники СОШ

1872

 -      СПО

3

 -      ВПЛ

161

 

1.5  Количество участников ЕГЭ по обществознанию по АТЕ региона  

 

1.5  Количество участников ЕГЭ по обществознанию по АТЕ региона  

АТЕ

Количество участников

Количество участников ЕГЭ по учебному  предмету

% от общего числа участников в регионе

 % от общего числа участников по АТЕ

 г.о. Нальчик

1297

799

30,8

61,06

 г.о. Прохладный

280

196

7,6

70,00

 г.о. Баксан

302

174

6,7

57,62

 Баксанский район

451

189

7,3

41,91

 Зольский район

225

107

4,1

47,56

 Лескенский район

151

60

2,3

39,74

 Майский район

161

106

4,1

65,84

 Прохладненский район

138

87

3,4

63,04

 Терский район

212

93

3,6

43,87

 Урванский район

336

182

7,0

54,17

 Чегемский район

296

153

6,0

51,69

  Черекский район

223

156

6,0

69,96

 Эльбрусский район

165

123

4,6

74,55

 ВПЛ 

461

164

6,3

35,57

 Итого по КБР

4698

2589

100

55,1

 

 

ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по обществознанию

Изменение численности учащихся, сдававших ЕГЭ по обществознанию за последние годы свидетельствует о сохранении устойчивого интереса к обществознанию (перепады относительных показателей незначительны и составляют доли процента). В 2014 г. участие в ЕГЭ по обществознанию приняло 55,43%, в 2015 г. показатели сократились лишь на 0,39%, а в 2016 г. увеличились на 0,06%.

Среди участников ЕГЭ по обществознанию наибольшее число выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО – 93,7% (2426 чел.). Незначительное количество сдававших Единый государственный экзамен по обществознанию в 2016 г. составили выпускники прошлых лет – 6,18% (160 чел.), выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО, насчитывалось 0,12% (3 чел.). Последнее может объясняться наличием у вузов права зачисления выпускников СПО с помощью внутренних экзаменов.

Среди образовательных учреждений выпускники, которых участвовали в ЕГЭ по истории в 2016 г. в КБР лидирующее положение занимают СОШ – 79,36%, меньшее число выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию обучалось в лицеях и гимназиях – 20,64%.

Традиционно по количеству участников ЕГЭ по обществознанию доминируют г.о. Нальчик– 799 чел., г.о. Прохладный – 196 чел. и Баксанский район –190 чел.

 

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ЕГЭ по обществознанию предполагает анализ у выпускников уровня сформированности компетенций, определенных содержанием Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В этих целях разработаны задания, различающиеся уровнем сложности, направленностью выявляемых знаний, умений и навыков.

Специфика обществознания как направления познавательной деятельности, объединяющей частные социальные науки, определяет особенности КИМов по обществознанию. Последние включают задания из разделов политологи, правоведения, экономики, культурологии и т.п.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;

– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ  формулируется  и  записывается  экзаменуемым  самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания части 1 представлены следующими группами:

-        первая группа представлена тремя понятийными заданиями базового уровня (задания 1–3), которые нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.

-        вторая группа (задания 4–18) включает в себя задания базового и повышенного уровней, направленные на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

-        третья группа состоит из двух контекстных заданий повышенного уровня (19 и 20), которые направлены на проверку умений: анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

Задания части 2 (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста.

Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.

Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Завершает  работу  альтернативное  задание  29,  нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых  тем.

Требования стандарта базового уровня отражены в содержательных и отдельных деятельностных объектах проверки. Задания, соответствующие этим требованиям, представлены в обеих частях  работы. Требования стандарта профильного уровня  отражены в основном в проверяемых умениях.

 

3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по обществознанию по тестовым баллам в 2016 г. 

 

 3.2 Динамика результатов ЕГЭ по обществознанию за последние 3 года

Обществознание

Субъект РФ

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 Не преодолели минимального балла

653

935

663

 Средний балл

42,2

48,48

51,1

 Получили от 81 до 100 баллов

47

101

123

 Получили 100 баллов

0

2

1

 

3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

 

 А) с учетом категории участников ЕГЭ

Обществознание

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

22,5(583)

0,04(1)

3,05(79)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

44,05(1140)

0

2,59(67)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

22,4(580)

0,08(2)

0,54(14)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

4,71(122)

0

0,04(1)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

1

0

0

 

 Б) с учетом типа ОО

 

СОШ

Лицеи, гимназии

   

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

20,5(531)

2(52)

0,04(1)

3,05(79)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

34,83(901)

9,22(239)

0

2,59(67)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

14,8(382)

7,6(198)

0,08(2)

0,54(14)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

2,2(58)

2,51(64)

0

0,04(1)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

1

0

0

 

 В) Основные результаты ЕГЭ по обществознанию в сравнении по АТЕ

Наименование АТЕ

Доля участников, набравших балл ниже минимального

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Количество выпускников, получивших 100 баллов

 г.о. Нальчик

17,5

42,5

30,8

9,3

1

 г.о. Прохладный

12,8

49,5

30,6

7,1

0

 г.о. Баксан

32,8

43,7

22,4

1,1

0

 Баксанский район

36,8

48,4

12,6

2,1

0

 Зольский район

28,0

48,6

19,6

3,7

0

 Лескенский район

33,3

60,0

6,7

0,0

0

 Майский район

19,8

52,8

23,6

3,8

0

 Прохладненский район

20,7

48,3

26,4

4,6

0

 Терский район

20,4

52,7

23,7

3,2

0

 Урванский район

25,3

42,9

28,0

3,8

0

 Чегемский район

26,1

46,4

24,8

2,6

0

 Черекский район

39,1

55,8

5,1

0,0

0

 Эльбрусский район

30,1

52,8

15,4

1,6

0

 

 3.4 Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по обществознанию

Название ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников,

не достигших минимального балла

 МКОУ "СОШ с.Прималкинская"

37,5

50,0

0,0

 МКОУ «СОШ с.Псынадаха»

33,3

0,0

0,0

 МКОУ СОШ №18 г.о. Нальчик

26,1

34,8

0,0

ГКОУ «Лицей для одаренных детей»

25,0

75,0

0,0

МКОУ «СОШ с.Н-Чегем»

25,0

0,0

75,0

 МКОУ Гимназия №14 г.Нальчик

24,1

31,5

5,6

 МКОУ СОШ №4 с.Заюково

20,0

20,0

20,0

 МКОУ СОШ №3 с. Чегем2

20,0

40,0

0,0

 МКОУ СОШ №32 г.о. Нальчик

19,5

26,8

14,6

 МБОУ СОШ №1 г.о. Прохладный

18,2

27,3

9,1

 МКОУ СОШ №9 г.Нальчик

17,0

38,3

0,0

 МКОУ СОШ №3 с.Каменномостское

16,7

0,0

0,0

 МКОУ "Гимназия №4" г.о. Нальчик

16,3

34,9

7,0

 МКОУ "Лицей №1" г.п. Нарткала

15,9

31,8

13,6

 МКОУ "Гимназия №1 г.Майский

14,8

25,9

0,0

3.5 Перечень ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по обществознанию 

Название ОО

Доля участников,

не достигших минимального балла

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

МКОУ "СОШ с.п. Псыкод"

100,0

0,0

0,0

 МКОУ "СОШ с.п. Совхозное"

100,0

0,0

0,0

 МКОУ "СОШ №4" с. Алтуд

100,0

0,0

0,0

 МКОУ "СОШ с.Шордаково"

100,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ №26 г.о. Нальчик

100,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ с.Жанхотеко

100,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ №3 с.Малка

100,0

0,0

0,0

 МОУ СОШ №1 с. Кенделен

85,7

0,0

0,0

 МКОУ "СОШ с.Хабаз"

80,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ №15 г.о. Нальчик

77,8

11,1

0,0

 МКОУ СОШ№2 с.п. Шалушка

75,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ с.п. Н-Чегем

75,0

0,0

25,0

 МКОУ СОШ №1 с.Приречное

75,0

25,0

0,0

 МКОУ СОШ №1 с.Куба

70,0

10,0

10,0

 МКОУ СОШ№1 с.Лечинкай

66,7

0,0

0,0

  

ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по обществознанию

Изменения структуры КИМ по обществознанию отвечает современных требованиям формирования базовых компетенций у учеников школ различных типов. Усложнение заданий подняло планку знаний, которые должны продемонстрировать участники ЕГЭ по обществознанию. Различные формы тестовых заданий позволяет более адекватно оценить уровень сформированности различных знаний, умений и навыков у обучаемых. В тоже время, учитывая интегративный характер обществознания, возможность различных точек зрения на одни и те же проблемы отсутствие строго определенного количества ответов на задания I части необоснованно усложняют их выполнение.

  

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

Анализ проводится в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по обществознанию. (Например, по группам заданий одинаковой формы, по видам деятельности, по тематическим разделам и т.п.)

В качестве приложения используется план КИМ по обществознанию с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.

 

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

 

Средний процент

выполнения по региону

1

Различное содержание в разных вариантах

Знать  и  понимать: биосоциальную сущность  человека; основные  этапы  и факторы социализации личности; место и роль человека  в  системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующеся системы;  тенденции развития  общества  в целом  как  сложной динамичной системы, а также  важнейших социальных институтов; основные  социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных  норм, механизмы  правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания  (выявление структурных элементов с  помощью  схем  и таблиц)

Б

44,34%

2

Различное содержание в разных вариантах

Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально- гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне)

Б

91,08%

3

Различное содержание в разных вариантах

Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные ттаны и фа кторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов: основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (соотнесение видовых понятий с родовыми)

Б

63,00%

4

Различное содержание в разных вариантах

Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

П

88,72%

5

Различное содержание в разных вариантах

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Б

56,86%

6

Различное содержание в разных вариантах

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

П

87,29%

7

Различное содержание в разных вариантах

Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

Б

80,03%

8

Различное содержание в разных вариантах

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и            различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Б

52,61%

9

Различное содержание в разных вариантах

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

П

74,43%

10

Различное содержание в разных вариантах

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок)

Б

46,93%

11

Различное содержание в разных вариантах

Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

Б

84,20%

12

Различное содержание в разных вариантах

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма)

Б

73,58%

13

Различное содержание в разных вариантах

Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

П

74,86%

14

Различное содержание в разных вариантах

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Б

61,38%

15

Различное содержание в разных вариантах

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

П

55,93%

16

Конституция РФ. Главы 1 и 2

Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ

Б

90,38%

17

Различное содержание в разных вариантах

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Б

45,11%

18

Различное содержание в разных вариантах

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

П

84,40%

19

Различное содержание в разных вариантах

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы (дифференциация в социальной информации фактов и мнений)

П

61,99%

20

Различное содержание в разных вариантах

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту)

П

37,97%

21

Различное содержание в разных вариантах

Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию

Б

1 б. - 24,68%

2 б. - 61,95%

22

Различное содержание в разных вариантах

Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

Б

1 б. - 29,01%

2 б. - 51,60%

23

Различное содержание в разных вариантах

Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

В

1 б. - 17,30%

2 б. - 14,48%

3 б. - 15,14%

24

Различное содержание в разных вариантах

Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

В

1 б. - 14,95%

2 б. - 13,29%

3 б. - 9,35%

25

Различное содержание в разных вариантах

Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте

 

В

1 б. - 15,26%

2 б. - 14,75%

3 б. - 18,19%

26

Различное содержание в разных вариантах

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах)

В

1 б. - 19,12%

2 б. - 12,82%

3 б. - 17,54%

27

Различное содержание в разных вариантах

Применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (задание-задача)

В

1 б. - 12,01%

2 б. - 10,24%

3 б. - 13,75%

28

Различное содержание в разных вариантах

Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме)

В

1 б. - 13,94%

2 б. - 15,84%

3 б. - 20,90%

29_1

Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор (альтернативное задание, предполагающее написание мини-сочинения)

Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

В

61,41%

29_2

1 б. - 28,23%

2 б. - 13,90%

29_3

1 б. - 30,71%

2 б. - 16,11%

 

Серьезное изменение структуры первой части ЕГЭ по обществознанию, переход к заданиям со множественными вариантами ответов привело к снижению среднего балла по республике. Наиболее высокий средний балл был получен по заданию № 2 – 91,08%, предполагающее поиск обобщающего слова. Наихудший средний результат (45,11%) учениками был получен за выполнение задания № 17, требующего соотнести субъектов и участников разных типов судопроизводства. Участники ЕГЭ стабильно здесь показывают не очень высокие результаты.

Наиболее успешно ученики справляются с заданиями №№ 2 (91,08%), 4 (88,72%), 6 (87,29%), 7 (80,03%), 11 (84,20%), 16 (90,38%), 18 (84,40%) – охватывающие различные сферы жизнедеятельности общества. Это может свидетельствовать о сформированности у выпускников представлений о разнообразии социальной жизни. Однако являются ли эти представления целостными, одинаков ли уровень представлений в социальной, политической, экономической и духовной сферы одинаков? Успешность выполнения оставшихся заданий должна подтвердить или опровергнуть этот тезис.

Ниже среднего уровня выполнены задания №№ 1 (44,34 %), 10 (46,93%), 17 (45,11%), 20 (37,97%). Эти задания охватывают тот же круг тем и разделов обществознания, которые нашли отражение в группе успешно выполненных заданий. Следовательно, можно говорить о несбалансированности усвоения отдельных тем, а также умений и навыков работы с обществоведческим материалом.

Задания, вызвавшие сложности у выпускников носят открытый характер, требуют умения работать с графиками, адекватно воспринимать текст и верно вставлять пропущенные слова в него.

Если рассматривать тематически, то участники ЕГЭ наиболее результативно справлялись с теми заданиями, которые могли быть успешно решены опираясь не столько на теоретические познания, сколько на свой повседневный опыт – например, задания связанные с социальной сферой. Улучшается ситуация по заданиям связанным с политико-правовой сферой (задания №№ 14-16), средний балл здесь колеблется от 55,93% до 90,38%. Незначительные сложности для выпускников представляют вопросы связанные с:

-      типами избирательных систем;

-      формами государства (формами правления, административно-государственного устройства, политическими режимами);

-      типами политической активности;

-      субъектами публичных правоотношений (в рамках гражданского и уголовного судопроизводства).

Для оптимизации подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию и для повышения эффективности формирования определенных Федеральным государственным стандартом компетенций предлагается синхронизировать поурочное планирование с кодификатором ЕГЭ по обществознанию, обратить внимание учащихся на важность таких логических приемов как индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и др. для поиска верного ответа в заданиях различного типа, умения выделить доминантную мысль в тексте, приводить аргументы, примеры из  различных источников в поддержку своей позиции.

Неравномерно результативно выпускники отвечали по заданиям, предполагающим развернутые ответы. В большинстве заданий результат составил менее 20 % (№ 23 – от 14% до 17%, № 24 – от 9% до 15%, № 25 – от 15% до 18%, № 26 - от 12% до 19%, № 27 – от 10% до 13, № 28 – от 13% до 20%). Если с достаточно простыми заданиями № 21 и № 22 участники справились неплохо (50%-60 %), то задания требовавшие анализа или синтеза обществоведческого материала выпускники выполняли менее хорошо.

Последним в КИМе является альтернативное задание. Это задание требует написать мини-сочинение по одной теме из пяти, предлагаемых в форме высказываний известных деятелей. Задание оценивается по 3 критериям. Определяющим является К1, предполагающим раскрытие смысла высказывания. Исходя из данных (табл. 11) 61,41% выпускников успешно справились с этой частью. Однако К2 и К3 оказались не столь результативны. Сложность для участников ЕГЭ представляет необходимость для доказательства выбранного тезиса привлекать теоретический материал – определения, классификации, мнения ученых (К2), а затем переходить на эмпирический уровень аргументации, привлекая информация из 2-х разных источников. Такие мыслительные операции оказались доступны только незначительной части выпускников (от 13% до 28%).

Анализ показывает, что залогом успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию является понимание учащимся системности устройства общества и взаимосвязанности процессов, протекающих в его различных подсистемах. В ходе преподавания обществознания в школе необходимо усилить практико-ориентированность формируемого знания. Упор следует делать на выработку умения осуществлять поиск и анализ информации из различных источников, формулировать собственные суждения с опорой на факты и аргументы, выявлять причинно-следственные связи, знать место и роль различных социальных институтов.

 

Основные УМК по обществознанию, которые использовались в ОО в 2015-2016 уч.г.

Название УМК

Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК

УМК

 Обществознание. Учебник. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной

 Обществознание. Учебник. 11 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, В. А. Литвинова

 

100%

Другие пособия

 

 

 

 

 

 

Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне

Дата

Мероприятие

  1.  

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам)

  1.  

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам)

  1.  

10.2015-12.2015

Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции

  1.  

10.2015

Практический семинар для учителей русского языка, математики и обществознания по методике работы с пособиями «Я сдам ЕГЭ

 

     ВЫВОДЫ

 

 

Базовые знания по обществознанию у выпускников 2016 г. сформированы на среднем уровне. Они владеют научной информацией об отдельных сторонах социальной реальности: политической, социальной, экономической и духовной деятельности. Представления об обществе у выпускников часто носят фрагментарный характер и поэтому при выполнении сложных заданий, требующих осуществления логических операций, часто  допускаются ошибки.

 

    Рекомендации

 

 

         При формировании компетенций с помощью обществознания необходим упор на межпредметные связи обществознания с историей, географией и другими науками. Проведение диагностирования должно быть системным, его структура соответствовать структуре ЕГЭ. Желательно проверять в каждой диагностической работе одну-две компетенции, формируемые в школе.

 

 

 

     Составители отчета

 

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.

 

Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету

Тамазов Муслим Султанович,

директор института истории, филологии и СМИ ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», кандидат исторических наук

Председатель ПК по истории

 

 

 

 

 

    

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4112125
Сегодня
Вчера
Этот месяц
1890
4771
39302

Счетчик joomla