1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Учебный предмет |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
|
Обществознание |
3297 |
55,43 |
3163 |
55,04 |
2589 |
55,1 |
Юноши |
Девочки |
||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
1360 |
52,5 |
1229 |
47,5 |
Всего участников ЕГЭ по предмету обществознание |
2589 |
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО |
2426 |
выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО |
3 |
выпускников прошлых лет |
160 |
Всего участников ЕГЭ по предмету обществознание |
2589 |
Из них: - выпускники лицеев и гимназий |
553 |
- выпускники СОШ |
1872 |
- СПО |
3 |
- ВПЛ |
161 |
1.5 Количество участников ЕГЭ по обществознанию по АТЕ региона
АТЕ |
Количество участников |
Количество участников ЕГЭ по учебному предмету |
% от общего числа участников в регионе |
% от общего числа участников по АТЕ |
г.о. Нальчик |
1297 |
799 |
30,8 |
61,06 |
г.о. Прохладный |
280 |
196 |
7,6 |
70,00 |
г.о. Баксан |
302 |
174 |
6,7 |
57,62 |
Баксанский район |
451 |
189 |
7,3 |
41,91 |
Зольский район |
225 |
107 |
4,1 |
47,56 |
Лескенский район |
151 |
60 |
2,3 |
39,74 |
Майский район |
161 |
106 |
4,1 |
65,84 |
Прохладненский район |
138 |
87 |
3,4 |
63,04 |
Терский район |
212 |
93 |
3,6 |
43,87 |
Урванский район |
336 |
182 |
7,0 |
54,17 |
Чегемский район |
296 |
153 |
6,0 |
51,69 |
Черекский район |
223 |
156 |
6,0 |
69,96 |
Эльбрусский район |
165 |
123 |
4,6 |
74,55 |
ВПЛ |
461 |
164 |
6,3 |
35,57 |
Итого по КБР |
4698 |
2589 |
100 |
55,1 |
ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по обществознанию
Изменение численности учащихся, сдававших ЕГЭ по обществознанию за последние годы свидетельствует о сохранении устойчивого интереса к обществознанию (перепады относительных показателей незначительны и составляют доли процента). В 2014 г. участие в ЕГЭ по обществознанию приняло 55,43%, в 2015 г. показатели сократились лишь на 0,39%, а в 2016 г. увеличились на 0,06%.
Среди участников ЕГЭ по обществознанию наибольшее число выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО – 93,7% (2426 чел.). Незначительное количество сдававших Единый государственный экзамен по обществознанию в 2016 г. составили выпускники прошлых лет – 6,18% (160 чел.), выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО, насчитывалось 0,12% (3 чел.). Последнее может объясняться наличием у вузов права зачисления выпускников СПО с помощью внутренних экзаменов.
Среди образовательных учреждений выпускники, которых участвовали в ЕГЭ по истории в 2016 г. в КБР лидирующее положение занимают СОШ – 79,36%, меньшее число выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию обучалось в лицеях и гимназиях – 20,64%.
Традиционно по количеству участников ЕГЭ по обществознанию доминируют г.о. Нальчик– 799 чел., г.о. Прохладный – 196 чел. и Баксанский район –190 чел.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ЕГЭ по обществознанию предполагает анализ у выпускников уровня сформированности компетенций, определенных содержанием Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В этих целях разработаны задания, различающиеся уровнем сложности, направленностью выявляемых знаний, умений и навыков.
Специфика обществознания как направления познавательной деятельности, объединяющей частные социальные науки, определяет особенности КИМов по обществознанию. Последние включают задания из разделов политологи, правоведения, экономики, культурологии и т.п.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Задания части 1 представлены следующими группами:
- первая группа представлена тремя понятийными заданиями базового уровня (задания 1–3), которые нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.
- вторая группа (задания 4–18) включает в себя задания базового и повышенного уровней, направленные на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
- третья группа состоит из двух контекстных заданий повышенного уровня (19 и 20), которые направлены на проверку умений: анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
Задания части 2 (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста.
Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.
Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.
Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем.
Требования стандарта базового уровня отражены в содержательных и отдельных деятельностных объектах проверки. Задания, соответствующие этим требованиям, представлены в обеих частях работы. Требования стандарта профильного уровня отражены в основном в проверяемых умениях.
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по обществознанию по тестовым баллам в 2016 г.
Обществознание |
Субъект РФ |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Не преодолели минимального балла |
653 |
935 |
663 |
Средний балл |
42,2 |
48,48 |
51,1 |
Получили от 81 до 100 баллов |
47 |
101 |
123 |
Получили 100 баллов |
0 |
2 |
1 |
3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:
Обществознание |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО |
Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
22,5(583) |
0,04(1) |
3,05(79) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
44,05(1140) |
0 |
2,59(67) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
22,4(580) |
0,08(2) |
0,54(14) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
4,71(122) |
0 |
0,04(1) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
1 |
0 |
0 |
|
СОШ |
Лицеи, гимназии |
||
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
20,5(531) |
2(52) |
0,04(1) |
3,05(79) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
34,83(901) |
9,22(239) |
0 |
2,59(67) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
14,8(382) |
7,6(198) |
0,08(2) |
0,54(14) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
2,2(58) |
2,51(64) |
0 |
0,04(1) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
0 |
1 |
0 |
0 |
Наименование АТЕ |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
г.о. Нальчик |
17,5 |
42,5 |
30,8 |
9,3 |
1 |
г.о. Прохладный |
12,8 |
49,5 |
30,6 |
7,1 |
0 |
г.о. Баксан |
32,8 |
43,7 |
22,4 |
1,1 |
0 |
Баксанский район |
36,8 |
48,4 |
12,6 |
2,1 |
0 |
Зольский район |
28,0 |
48,6 |
19,6 |
3,7 |
0 |
Лескенский район |
33,3 |
60,0 |
6,7 |
0,0 |
0 |
Майский район |
19,8 |
52,8 |
23,6 |
3,8 |
0 |
Прохладненский район |
20,7 |
48,3 |
26,4 |
4,6 |
0 |
Терский район |
20,4 |
52,7 |
23,7 |
3,2 |
0 |
Урванский район |
25,3 |
42,9 |
28,0 |
3,8 |
0 |
Чегемский район |
26,1 |
46,4 |
24,8 |
2,6 |
0 |
Черекский район |
39,1 |
55,8 |
5,1 |
0,0 |
0 |
Эльбрусский район |
30,1 |
52,8 |
15,4 |
1,6 |
0 |
Название ОО |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, не достигших минимального балла |
МКОУ "СОШ с.Прималкинская" |
37,5 |
50,0 |
0,0 |
МКОУ «СОШ с.Псынадаха» |
33,3 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №18 г.о. Нальчик |
26,1 |
34,8 |
0,0 |
ГКОУ «Лицей для одаренных детей» |
25,0 |
75,0 |
0,0 |
МКОУ «СОШ с.Н-Чегем» |
25,0 |
0,0 |
75,0 |
МКОУ Гимназия №14 г.Нальчик |
24,1 |
31,5 |
5,6 |
МКОУ СОШ №4 с.Заюково |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
МКОУ СОШ №3 с. Чегем2 |
20,0 |
40,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №32 г.о. Нальчик |
19,5 |
26,8 |
14,6 |
МБОУ СОШ №1 г.о. Прохладный |
18,2 |
27,3 |
9,1 |
МКОУ СОШ №9 г.Нальчик |
17,0 |
38,3 |
0,0 |
МКОУ СОШ №3 с.Каменномостское |
16,7 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ "Гимназия №4" г.о. Нальчик |
16,3 |
34,9 |
7,0 |
МКОУ "Лицей №1" г.п. Нарткала |
15,9 |
31,8 |
13,6 |
МКОУ "Гимназия №1 г.Майский |
14,8 |
25,9 |
0,0 |
Название ОО |
Доля участников, не достигших минимального балла |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
МКОУ "СОШ с.п. Псыкод" |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ "СОШ с.п. Совхозное" |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ "СОШ №4" с. Алтуд |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ "СОШ с.Шордаково" |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №26 г.о. Нальчик |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с.Жанхотеко |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №3 с.Малка |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МОУ СОШ №1 с. Кенделен |
85,7 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ "СОШ с.Хабаз" |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №15 г.о. Нальчик |
77,8 |
11,1 |
0,0 |
МКОУ СОШ№2 с.п. Шалушка |
75,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с.п. Н-Чегем |
75,0 |
0,0 |
25,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Приречное |
75,0 |
25,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Куба |
70,0 |
10,0 |
10,0 |
МКОУ СОШ№1 с.Лечинкай |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по обществознанию
Изменения структуры КИМ по обществознанию отвечает современных требованиям формирования базовых компетенций у учеников школ различных типов. Усложнение заданий подняло планку знаний, которые должны продемонстрировать участники ЕГЭ по обществознанию. Различные формы тестовых заданий позволяет более адекватно оценить уровень сформированности различных знаний, умений и навыков у обучаемых. В тоже время, учитывая интегративный характер обществознания, возможность различных точек зрения на одни и те же проблемы отсутствие строго определенного количества ответов на задания I части необоснованно усложняют их выполнение.
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ
Анализ проводится в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по обществознанию. (Например, по группам заданий одинаковой формы, по видам деятельности, по тематическим разделам и т.п.)
В качестве приложения используется план КИМ по обществознанию с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания
|
Проверяемые умения |
Уровень сложности задания
|
Средний процент выполнения по региону |
1 |
Различное содержание в разных вариантах |
Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующеся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц) |
Б |
44,34% |
2 |
Различное содержание в разных вариантах |
Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально- гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне) |
Б |
91,08% |
3 |
Различное содержание в разных вариантах |
Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные ттаны и фа кторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов: основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (соотнесение видовых понятий с родовыми) |
Б |
63,00% |
4 |
Различное содержание в разных вариантах |
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы |
П |
88,72% |
5 |
Различное содержание в разных вариантах |
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями |
Б |
56,86% |
6 |
Различное содержание в разных вариантах |
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
П |
87,29% |
7 |
Различное содержание в разных вариантах |
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы |
Б |
80,03% |
8 |
Различное содержание в разных вариантах |
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями |
Б |
52,61% |
9 |
Различное содержание в разных вариантах |
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
П |
74,43% |
10 |
Различное содержание в разных вариантах |
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок) |
Б |
46,93% |
11 |
Различное содержание в разных вариантах |
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы |
Б |
84,20% |
12 |
Различное содержание в разных вариантах |
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма) |
Б |
73,58% |
13 |
Различное содержание в разных вариантах |
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы |
П |
74,86% |
14 |
Различное содержание в разных вариантах |
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями |
Б |
61,38% |
15 |
Различное содержание в разных вариантах |
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
П |
55,93% |
16 |
Конституция РФ. Главы 1 и 2 |
Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ |
Б |
90,38% |
17 |
Различное содержание в разных вариантах |
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями |
Б |
45,11% |
18 |
Различное содержание в разных вариантах |
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
П |
84,40% |
19 |
Различное содержание в разных вариантах |
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы (дифференциация в социальной информации фактов и мнений) |
П |
61,99% |
20 |
Различное содержание в разных вариантах |
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту) |
П |
37,97% |
21 |
Различное содержание в разных вариантах |
Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию |
Б |
1 б. - 24,68% |
2 б. - 61,95% |
||||
22 |
Различное содержание в разных вариантах |
Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. |
Б |
1 б. - 29,01% |
2 б. - 51,60% |
||||
23 |
Различное содержание в разных вариантах |
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук |
В |
1 б. - 17,30% |
2 б. - 14,48% |
||||
3 б. - 15,14% |
||||
24 |
Различное содержание в разных вариантах |
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам |
В |
1 б. - 14,95% |
2 б. - 13,29% |
||||
3 б. - 9,35% |
||||
25 |
Различное содержание в разных вариантах |
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте
|
В |
1 б. - 15,26% |
2 б. - 14,75% |
||||
3 б. - 18,19% |
||||
26 |
Различное содержание в разных вариантах |
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах) |
В |
1 б. - 19,12% |
2 б. - 12,82% |
||||
3 б. - 17,54% |
||||
27 |
Различное содержание в разных вариантах |
Применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (задание-задача) |
В |
1 б. - 12,01% |
2 б. - 10,24% |
||||
3 б. - 13,75% |
||||
28 |
Различное содержание в разных вариантах |
Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме) |
В |
1 б. - 13,94% |
2 б. - 15,84% |
||||
3 б. - 20,90% |
||||
29_1 |
Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор (альтернативное задание, предполагающее написание мини-сочинения) |
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам |
В |
61,41% |
29_2 |
1 б. - 28,23% |
|||
2 б. - 13,90% |
||||
29_3 |
1 б. - 30,71% |
|||
2 б. - 16,11% |
Серьезное изменение структуры первой части ЕГЭ по обществознанию, переход к заданиям со множественными вариантами ответов привело к снижению среднего балла по республике. Наиболее высокий средний балл был получен по заданию № 2 – 91,08%, предполагающее поиск обобщающего слова. Наихудший средний результат (45,11%) учениками был получен за выполнение задания № 17, требующего соотнести субъектов и участников разных типов судопроизводства. Участники ЕГЭ стабильно здесь показывают не очень высокие результаты.
Наиболее успешно ученики справляются с заданиями №№ 2 (91,08%), 4 (88,72%), 6 (87,29%), 7 (80,03%), 11 (84,20%), 16 (90,38%), 18 (84,40%) – охватывающие различные сферы жизнедеятельности общества. Это может свидетельствовать о сформированности у выпускников представлений о разнообразии социальной жизни. Однако являются ли эти представления целостными, одинаков ли уровень представлений в социальной, политической, экономической и духовной сферы одинаков? Успешность выполнения оставшихся заданий должна подтвердить или опровергнуть этот тезис.
Ниже среднего уровня выполнены задания №№ 1 (44,34 %), 10 (46,93%), 17 (45,11%), 20 (37,97%). Эти задания охватывают тот же круг тем и разделов обществознания, которые нашли отражение в группе успешно выполненных заданий. Следовательно, можно говорить о несбалансированности усвоения отдельных тем, а также умений и навыков работы с обществоведческим материалом.
Задания, вызвавшие сложности у выпускников носят открытый характер, требуют умения работать с графиками, адекватно воспринимать текст и верно вставлять пропущенные слова в него.
Если рассматривать тематически, то участники ЕГЭ наиболее результативно справлялись с теми заданиями, которые могли быть успешно решены опираясь не столько на теоретические познания, сколько на свой повседневный опыт – например, задания связанные с социальной сферой. Улучшается ситуация по заданиям связанным с политико-правовой сферой (задания №№ 14-16), средний балл здесь колеблется от 55,93% до 90,38%. Незначительные сложности для выпускников представляют вопросы связанные с:
- типами избирательных систем;
- формами государства (формами правления, административно-государственного устройства, политическими режимами);
- типами политической активности;
- субъектами публичных правоотношений (в рамках гражданского и уголовного судопроизводства).
Для оптимизации подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию и для повышения эффективности формирования определенных Федеральным государственным стандартом компетенций предлагается синхронизировать поурочное планирование с кодификатором ЕГЭ по обществознанию, обратить внимание учащихся на важность таких логических приемов как индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и др. для поиска верного ответа в заданиях различного типа, умения выделить доминантную мысль в тексте, приводить аргументы, примеры из различных источников в поддержку своей позиции.
Неравномерно результативно выпускники отвечали по заданиям, предполагающим развернутые ответы. В большинстве заданий результат составил менее 20 % (№ 23 – от 14% до 17%, № 24 – от 9% до 15%, № 25 – от 15% до 18%, № 26 - от 12% до 19%, № 27 – от 10% до 13, № 28 – от 13% до 20%). Если с достаточно простыми заданиями № 21 и № 22 участники справились неплохо (50%-60 %), то задания требовавшие анализа или синтеза обществоведческого материала выпускники выполняли менее хорошо.
Последним в КИМе является альтернативное задание. Это задание требует написать мини-сочинение по одной теме из пяти, предлагаемых в форме высказываний известных деятелей. Задание оценивается по 3 критериям. Определяющим является К1, предполагающим раскрытие смысла высказывания. Исходя из данных (табл. 11) 61,41% выпускников успешно справились с этой частью. Однако К2 и К3 оказались не столь результативны. Сложность для участников ЕГЭ представляет необходимость для доказательства выбранного тезиса привлекать теоретический материал – определения, классификации, мнения ученых (К2), а затем переходить на эмпирический уровень аргументации, привлекая информация из 2-х разных источников. Такие мыслительные операции оказались доступны только незначительной части выпускников (от 13% до 28%).
Анализ показывает, что залогом успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию является понимание учащимся системности устройства общества и взаимосвязанности процессов, протекающих в его различных подсистемах. В ходе преподавания обществознания в школе необходимо усилить практико-ориентированность формируемого знания. Упор следует делать на выработку умения осуществлять поиск и анализ информации из различных источников, формулировать собственные суждения с опорой на факты и аргументы, выявлять причинно-следственные связи, знать место и роль различных социальных институтов.
Название УМК |
Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК |
УМК Обществознание. Учебник. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной Обществознание. Учебник. 11 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, В. А. Литвинова |
100% |
Другие пособия |
– |
Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне
№ |
Дата |
Мероприятие |
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам) |
|
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам) |
|
10.2015-12.2015 |
Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции |
|
10.2015 |
Практический семинар для учителей русского языка, математики и обществознания по методике работы с пособиями «Я сдам ЕГЭ |
ВЫВОДЫ
Базовые знания по обществознанию у выпускников 2016 г. сформированы на среднем уровне. Они владеют научной информацией об отдельных сторонах социальной реальности: политической, социальной, экономической и духовной деятельности. Представления об обществе у выпускников часто носят фрагментарный характер и поэтому при выполнении сложных заданий, требующих осуществления логических операций, часто допускаются ошибки.
Рекомендации
При формировании компетенций с помощью обществознания необходим упор на межпредметные связи обществознания с историей, географией и другими науками. Проведение диагностирования должно быть системным, его структура соответствовать структуре ЕГЭ. Желательно проверять в каждой диагностической работе одну-две компетенции, формируемые в школе.
Составители отчета
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.
Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету |
Тамазов Муслим Султанович, директор института истории, филологии и СМИ ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», кандидат исторических наук |
Председатель ПК по истории |