ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

 

1.1 Количество участников ЕГЭ по географии (за последние 3 года) 

Учебный предмет

2014

2015

2016

чел.

%

чел.

% от

чел.

%

 География

58

0,98

72

1,25

64

1,4

1.2 Процент  юношей и девушек 

Юноши

Девочки

кол-во

%

кол-во

%

48

75

16

25

1.3 Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям 

Всего участников ЕГЭ по предмету географии

64

Из них:

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

 

56

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

0

 выпускников прошлых лет

8

 1.4 Количество участников по типам ОО

Всего участников ЕГЭ по предмету география

64

Из них:

 -      выпускники лицеев и гимназий

 

11

 -      выпускники СОШ

45

 -      СПО

0

 -      ВПЛ

8

 

 

1.5  Количество участников ЕГЭ по предмету география

АТЕ

Количество участников

Количество участников ЕГЭ по учебному  предмету

% от общего числа участников в регионе

 % от общего числа участников по АТЕ

 г.о. Нальчик

1297

29

45,3

2,24

 г.о. Прохладный

280

1

1,6

0,36

 г.о. Баксан

302

3

4,7

0,99

 Баксанский район

451

3

4,7

0,67

 Зольский район

225

0

0

0,0

 Лескенский район

151

0

0

0,0

 Майский район

161

3

4,7

1,86

 Прохладненский район

138

4

6,2

2,90

 Терский район

212

2

3,1

0,94

 Урванский район

336

0

0

0,0

 Чегемский район

296

3

4,7

1,01

 Черекский район

223

1

1,6

0,45

 Эльбрусский район

165

6

9,4

3,64

 ВПЛ 

461

9

14,0

1,95

 Итого по КБР

4698

64

100

1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по географии

Количество участников ЕГЭ по географии незначительно увеличилось в процентном отношении от общего числа участников: в 2014г. – 0, 98%, в 2015 – 1,25%, в 2016 – 1,4%. Более 50% участников – из г.о. Нальчик – 30 человек, не было участников из Зольского, Лескенского и Урванского районов. Основные участники - выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО, их 56 человек, выпускников прошлых лет 8. Выпускники СОШ – основные участники, их 54, выпускники лицеев и гимназий – 11. В гендерном соотношении юношей на 50% больше. 

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ГЕОГРАФИИ

 

Изменения в КИМ 2016 года по сравнению с КИМ 2015 года.
     Количество  заданий  в  экзаменационной  работе  сократилось  с 41 до 34.
     Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа. В КИМ включены новые модели заданий с кратким ответом.
     В  состав  КИМ  экзаменационной  работы  включены  карты-приложения, которые могут использоваться для выполнения заданий.
     За выполнение заданий части 2 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.
     В качестве приложения используется план КИМ по предмету с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.
     Удельный вес каждого раздела учебного курса в экзамене различен. Наибольший объем заданий приходится на такие содержательные линии как «Природа Земли и человек» и «География России». Задания по этим разделам представлены в трех уровнях сложности (базовый, повышенный, высокий). Разделы учебного курса «мировое хозяйство» и «Регионы и страны мира» представлены заданиями только базового и повышенного уровня, остальные представлены на всех трех уровнях сложности. Каждое задание экзаменационной работы характеризуется не только проверяемым содержанием, но и проверяемыми умениями. Кодификатор определяет три группы требований к уровню подготовки выпускников: знать/понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Полное описание заданий в КИМах представлено в спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по географии. Выполнялось 11 вариантов заданий на основном этапе, в резервный день участников не было .Каждый вариант экзаменационной работы  по географии состоит из 2 частей и включает в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

     Часть 1 содержит 27 заданий  с  кратким  ответом. (18  заданий  базового уровня  сложности, 8  заданий  повышенного  уровня  сложности  и 1 задание высокого уровня сложности).
     В  экзаменационной  работе  представлены  следующие  разновидности заданий с кратким ответом:
1) задания, требующие записать ответ в виде числа;
2) задания, требующие записать ответ в виде слова;
3) задания  на  установление  соответствия  географических объектов и их характеристик;
4) задания,  требующие  вписать  в  текст  на  месте  пропусков  ответы  из предложенного списка;
5) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
6) задания на установление правильной последовательности.
     Ответами к заданиям части 1 являются цифра, число, последовательность цифр или слово (словосочетание).
     Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом  должен  быть  рисунок (профиль местности),  а  в  остальных  требуется  записать  полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).
     В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
     Задания  базового  уровня  проверяют  овладение  экзаменуемыми  наиболее значимым содержанием в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться  в  потоке  поступающей  информации (знание  основных  фактов; понимание смысла основных категорий и понятий, причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями). Для выполнения заданий повышенного уровня требуется овладение содержанием, необходимым для обеспечения успешности дальнейшей профессионализации в области географии.
     Задания высокого уровня подразумевают овладение содержанием на уровне, обеспечивающем способность творческого применения знаний и умений. При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей школьного курса географии для решения географических задач в новых для учащихся ситуациях.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri",sans-serif; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

 

3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по географии по тестовым баллам в 2016 г.

 

3.2 Динамика результатов ЕГЭ по географии за последние 3 года 

География

Субъект РФ

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 Не преодолели минимального балла

11

17

17

 Средний балл

40,4

45,19

44,2

 Получили от 81 до 100 баллов

2

4

1

 Получили 100 баллов

0

0

0

 

3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

 А) с учетом категории участников ЕГЭ

География

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

21,8(14)

0

4,7(3)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

45,3(29)

0

6,3(4)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

18,7(12)

0

1,6(1)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

0

0

1,6(1)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

0

Б) с учетом типа ОО 

География

СОШ

Лицеи, гимназии

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

18,7(12)

3,1(2)

 0

4,7(3)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

34,4(22)

10,9(7)

 0

6,3(4)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

15,6(10)

3,1(2)

 0

1,6(1)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

0

0

 0

1,6(1)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

 0

 0

 

 В) Основные результаты ЕГЭ по географии в сравнении по АТЕ

Наименование АТЕ

Доля участников, набравших балл ниже минимального

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Количество выпускников, получивших 100 баллов

 г.о. Нальчик

26,7

50,0

23,3

0,0

0

 г.о. Прохладный

0,0

100,0

0,0

0,0

 0

 г.о. Баксан

0,0

66,7

33,3

0,0

 0

 Баксанский район

33,3

66,7

0,0

0,0

 0

 Зольский район

33,3

66,7

0,0

0,0

0

 Лескенский район

25,0

75,0

0,0

0,0

0

 Майский район

0,0

0,0

100,0

0,0

0

 Прохладненский район

66,7

0,0

33,3

0,0

0

 Терский район

0,0

0,0

100,0

0,0

 0

 Урванский район

16,7

83,3

0,0

0,0

0

 Чегемский район

26,7

50,0

23,3

0,0

0

 Черекский район

0,0

100,0

0,0

0,0

0

 Эльбрусский район

0,0

66,7

33,3

0,0

 0

 

3.4 Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по географии 

Название ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников,

не достигших минимального балла

МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

0

100

0

МКОУ СОШ № 27 г.о. Нальчик

0

100

0

МКОУ СОШ № 5 г. о. Нальчик

0

100

0

МКОУ СОШ с.п. Кара - Суу

0

100

0

МКОУ СОШ № 2 г.п. Терек

0

100

0

МКОУ СОШ № 2 г. п. Чегем

0

50

50

МКОУ СОШ № 24 г. о. Нальчик

0

50

0

МКОУ СОШ № 21 г.о. Нальчик

0

33,3

33,3

МКОУ СОШ № 3 г. Баксана

0

33,3

0

МКОУ Лицей № 2  г. о. Нальчик

0

20

40

МКОУ СОШ № 6 г. о. Нальчик

0

20

20

ГКОУ КШИ № 1 с.п. Атажукино

0

0

50

МКОУ СОШ № 8 ст.Котляревская

0

0

100

 МКОУ СОШ № 42 г.о. Прохладный

0

0

0

  

 3.5 Перечень ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по географии

Название ОО

Доля участников,

не достигших минимального балла

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

МКОУ СОШ № 8 ст.Котляревская

100

0

0

МКОУ  "Центр образования №1" г.о.Нальчик

100

0

0

МКОУ СОШ № 4 с. Алтуд

100

0

0

МКОУ СОШ № 1 с. п. Шалушка

100

0

0

МКОУ СОШ № 32 г.о. Нальчик

100

0

0

МКОУ СОШ № 16 г. о. Нальчик

100

0

0

ГКОУ КШИ № 1 с.п. Атажукино

50

0

0

МКОУ СОШ № 2 г. п. Чегем

50

50

0

МОУ СОШ № 4 с. Кенделен

50

0

0

МКОУ Лицей № 2  г.о.Нальчик

40

20

0

МКОУ СОШ № 21 г.о.Нальчик

33,3

33,3

0

МКОУ СОШ № 6 г.о.Нальчик

20

20

0

МБОУ СОШ № 42 г.о. Прохладный

0

0

0

МКОУ Гимназия № 14 г.о.Нальчик

0

0

0

 

ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по предмету

В целом участники ЕГЭ по географии демонстрируют относительно стабильные результаты в течение последних трех лет. Однако по сравнению с прошлым годом в 2016 году на 1% снизился средний тестовый балл, уменьшилось количество выпускников, набравших 81-100 баллов с 4 до 1, увеличилось с 11 до 17 человек число не набравших минимальное количество баллов. Традиционно более высокие результаты демонстрируют выпускники статусных образовательных организаций текущего года выпуска. Без неудовлетворительных результатов сдали экзамен по географии выпускники из г. о. Прохладный, г. о. Баксан, Майского, Терского, Черекского и Эльбрусского районов, причем все участники Майского, Терского районов показали результаты в пределах 61-80 баллов.

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

Показатели выполнения отдельных заданий КИМ по предмету география


Результаты проверки отдельных элементов КИМ по предмету география

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

 

Средний процент выполнения по региону

№ 28

Географические модели. Географическая карта, план местности

1.1

2.8 

В

№ 29

Литосфера.  Гидросфера.  Атмо-сфера.  Биосфера.  Природа  России. Динамика  численности  населе-ния  Земли.  Половозрастной  со-став населения. Факторы  размещения  производства.  География  отраслей  промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование.  Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

2.2; 2.4–2.7;

3.3; 3.4;

4.2–4.4;

5.2; 7.2;

7.4.3–7.4.5

2.2; 2.7; 3.2

В

№ 30

Литосфера.  Гидросфера.  Атмосфера.  Биосфера.  Природа  России. Динамика  численности  населения  Земли.  Половозрастной  состав населения. Факторы  размещения  производства. География  отраслей  промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование.  Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

2.2; 2.4–2.7;

3.3; 3.4;

4.2–4.4;

5.2; 7.2;

7.4.3–7.4.5

2.2; 2.7; 3.2

В

№ 31

География  основных  отраслей производственной и непроизводственной сфер

4.1 2.5   

П 

№ 32

Земля как планета, современный облик  планеты  Земля.  Форма, размеры, движение Земли

2.1 1.7

В

№ 33

Численность,  естественное  движение населения России

7.3.1 2.3.1 

П

№ 34

Направление и типы миграции

7.3.4  2.3.2 

В

Основные УМК по географии, которые использовались в ОО в 2015-2016 уч.г. 

Название УМК

Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК

 Максаковский В.П. География (базовый уровень),2013г. 

75%

 География, Профильный уровень, 11 класс, Холина В.Н., 2011

20%

 

 

Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне

 

Дата

Мероприятие

1

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам)

2

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам)

3

10.2015-12.2015

Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции

     ВЫВОДЫ

Общее количество участников ЕГЭ по географии в 2016 году составило 64 человек. В заданиях с развернутым ответом экзаменуемые должны были:

-              выполнить ряд предложенных задач и привести их полные решения;

-              развернуто, с привлечением знаний курса ответить на поставленные проблемные вопросы.

Практически все виды заданий второй части вызвали различные затруднения. Основные недочеты при выполнении этих заданий: отсутствие необходимого количества обоснований, нечеткость формулировки обоснования. Возникали также проблемы при использовании географической терминологии, допускались ошибки в математических расчетах.

Самый низкий уровень выполнения имеет задание №32, это связано с тем, что изучение темы «Земля – планета Солнечной системы» происходит в 6 классе и более не повторяется. Выпускники 2016 года продемонстрировали недостаточность умений строить профиль и анализировать географические модели движения Земли. Ошибки в задании №31 были допущены при сравнении доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и определении доли сельского хозяйства в общих объемах экспорта. Типичные недочеты в работах выпускников – это отсутствие необходимых вычислений при определении доли сельского хозяйства в экспорте страны. Также недочёты в заданиях №33, 34 связаны с ошибками в вычислениях, особенно в №34, где необходимы расчёты миграционного изменения населения в областях с числом жителей более миллиона.

     Рекомендации

В части совершенствования организации и методики преподавания предмета рекомендуется организовать практическое изучение предмета, а в качестве подготовки к государственной итоговой аттестации – применение критериев оценивания развернутых ответов. Необходимо повышение квалификации учителей по критериальной базе государственной итоговой аттестации; рассмотрение на заседаниях предметных методических объединений подходов к изучению тем, вызвавших затруднения при прохождении итоговой аттестации. Целесообразно включать элементы моделирования в практические работы и географические задачи при изучении физической географии в 6-8 классах и более внимательно повторять при подготовке в старшей школе, так как они являются наиболее сложными.

     Составители отчета о результатах

Анализ результатов ЕГЭ по географии проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.

Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету

Кравченко Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры географии Института химии и биологии ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Председатель предметной

комиссии

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4111563
Сегодня
Вчера
Этот месяц
1328
4771
38740

Счетчик joomla