ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

1.1 Количество участников ЕГЭ по истории (за последние 3 года) 

Учебный предмет

2014

2015

2016

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

 История

1559

26,21

1678

29,20

1298

27,6

 

 1.2 Процент юношей и девушек (2016 г.)

Юноши

Девочки

кол-во

%

кол-во

%

708

54,5

590

45,5

 

1.3 Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям 

Всего участников ЕГЭ по предмету история

1298

Из них:

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

1197

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

2

 выпускников прошлых лет

99

 

 1.4 Количество участников по типам ОО

Всего участников ЕГЭ по предмету история

1298

Из них:

 -      выпускники лицеев и гимназий

289

 -      выпускники СОШ

908

 -     СПО

2

 -     ВПЛ

99

 

 

1.5  Количество участников ЕГЭ по истории по АТЕ региона  

АТЕ

Количество участников

Количество участников ЕГЭ по учебному  предмету

% от общего числа участников в регионе

 %от общего числа участников по АТЕ

 г.о. Нальчик

1297

443

34,1

34,16

 г.о. Прохладный

280

81

6,2

28,93

 г.о. Баксан

302

79

6,0

26,16

 Баксанский район

451

70

5,4

15,52

 Зольский район

225

47

3,6

20,89

 Лескенский район

151

24

1,8

15,89

 Майский район

161

38

2,9

23,60

 Прохладненский район

138

33

2,5

23,91

 Терский район

212

34

2,6

16,04

 Урванский район

336

92

7,0

27,38

 Чегемский район

296

85

6,5

28,72

 Черекский район

223

110

8,5

49,33

 Эльбрусский район

165

61

4,7

36,97

 ВПЛ 

461

101

7,8

21,91

 Итого по КБР

4698

1298

100

27,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по истории

Анализ динамики изменений численных значений выпускников, принимавших участие в сдаче ЕГЭ по истории за последние 3 года показывает колебание относительных значений на 1,6-3%. Если в 2014 г. участие в ЕГЭ по истории принимал 26,2%, в 2015 г. наметилось незначительное увеличение – 29,2% (на 3% больше), то в 2016 г. количество участников снижается до 27,6% (на 1,6%). Такой уровень колебаний свидетельствует о сохранении достаточно устойчивого интереса к участию в сдаче ЕГЭ по истории.

Среди участников ЕГЭ по истории доминируют выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО – 92,3% (1199 чел.). Незначительное число сдававших ЕГЭ по истории в 2016 г. выпускники прошлых лет – 7,54% (98 чел.) составили выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО – 0,16% (2 чел.). Последнее может объясняться наличием у вузов права зачисления выпускников СПО с помощью внутренних экзаменов.

Среди образовательных учреждений выпускники, которых участвовали в ЕГЭ по истории в 2016 г. в КБР лидирующее положение занимают СОШ – 81,52%, за ними находятся лицеи и гимназии – 22,24%.

Традиционно по количеству участников ЕГЭ по истории доминируют г.о. Нальчик – 443 чел. и Черекский район – 110 чел.

 

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ИСТОРИИ

Новая структура КИМ по истории шире использует возможности технологий тестирования для выявления уровня компетенций участников ЕГЭ по истории, сформированных в школе. Большое значение имеет задание № 6, требующее от выпускника школы умения правильно прочесть источник, соотнести его с культурно-исторической ситуацией, в которой он был написан и выявить исторические факты, с которыми он связан. В этой связи несколько легковеснее выглядит задание № 8, ориентирующее участника ЕГЭ на совершение простой операции припоминания событий и фактов.

Относительно включения в задания фактов из зарубежной истории, то такой подход является адекватным в свете развития системы ЕГЭ. Однако учитывая временной фактор изучения всеобщей истории в школе желательно не ускорять наращивание заданий по зарубежной истории.

Во второй части КИМа по истории желательно использовать исторические тексты, описывающие наиболее значимые события истории России (зад. №20-22). В заданиях 23-24 в критериях оценивания желательно дать максимальное число возможных верных ответов, содержащихся в официальных школьных учебниках. Это позволит упростить создание дополнительного «веера ответов» экспертами и повысить согласованность оценивания.

Наиболее сложным для согласованного оценивая, помимо задания №24, оказалось задание №25 «Историческое сочинение». Необходимо уточнить формулировки требований к сочинению, исключить их разночтения. Кроме того сложности вызывает большое количество критериев оценивания «исторического сочинения». Большую путаницу в экспертной среде внесли различные методические рекомендации по написанию «исторического сочинения», не прошедшие процедуру рецензирования и одобрения ФИПИ. Существует потребность в официальной литературе такого рода.

 

3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

 

3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по истории по тестовым баллам в 2016 г.

 

  

 3.2 Динамика результатов ЕГЭ по истории за последние 3 года

История

Субъект РФ

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 Не преодолели минимального балла

634

404

303

 Средний балл

29,5

41,41

43,8

 Получили от 81 до 100 баллов

12

30

49

 Получили 100 баллов

0

0

0

 

3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

 

А) с учетом категории участников ЕГЭ 

История

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

19,6(255)

0,08(1)

3,6(47)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

52,6(683)

0,08(1)

3,5(46)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

16,34(212)

0

0,3(4)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

3,7(47)

0

0,2(2)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

0

 

 Б) с учетом типа ОО

История

СОШ

Лицеи, гимназии

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

17,1(222)

2,5(33)

0,08(1)

3,6(47)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

40,7(529)

11,9(154)

0,08(1)

3,5(46)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

9,94(129)

6,4(83)

0

0,3(4)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

2,2(28)

1,5(19)

0

0,2(2)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

0

0

 

 В) Основные результаты ЕГЭ по истории в сравнении по АТЕ

Наименование АТЕ

Доля участников, набравших балл ниже минимального

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Количество выпускников, получивших 100 баллов

 г.о. Нальчик

18,7

54,0

22,1

5,2

0

 г.о. Прохладный

17,3

55,6

25,9

1,2

0

 г.о. Баксан

32,9

53,2

10,1

3,8

0

 Баксанский район

16,9

66,2

9,9

7,0

0

 Зольский район

34,0

61,7

4,3

0,0

0

 Лескенский район

29,2

62,5

8,3

0,0

0

 Майский район

18,4

68,4

5,3

7,9

0

 Прохладненский район

36,4

48,5

15,2

0,0

0

 Терский район

5,9

44,1

41,2

8,8

0

 Урванский район

17,4

54,3

25,0

3,3

0

 Чегемский район

23,5

60,0

10,6

5,9

0

 Черекский район

21,8

62,7

14,5

0,9

0

 Эльбрусский район

27,9

63,9

8,2

0,0

0

 

 3.4 Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по истории

Название ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников,

не достигших минимального балла

 МКОУ СОШ № 4 г. п. .Чегем

100

0

0

 МКОУ СОШ с.п. Псычох

100

0

0

 МКОУ СОШ № 3 с. п.  Чегем Второй

50

0

0

 МКОУ СОШ № 2 с.п. Исламей

50

50

0

 МКОУ СОШ с.п. Инаркой

33,3

0

0

 МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек

25

50

0

 МКОУ СОШ № 4 с.п. Заюково

25

25

0

 МКОУ СОШ № 1 с.п. Атажукино

25

25

0

 МКОУ Гимназия № 1 г.Майский

20

6,6

6,6

 МКОУ СОШ № 30 г.о. Нальчик

20

40

0

 МКОУ Гимназия № 14 г. о. Нальчик

17,8

21,4

10,7

 МКОУ Гимназия № 4  г. о. Нальчик

16,6

37,5

20,8

 МКОУ СОШ № 1 с.п. Куба

16,6

0

16,6

 МКОУ СОШ № 6 г. п. Нарткала

14,2

28,5

28,5

 МКОУ СОШ № 1 г.Баксан

13,3

0

26,6

 

3.5 Перечень ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по истории 

Название ОО

Доля участников,

не достигших минимального балла

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

МКОУ СОШ №4 с. Алтуд

100,0

0,0

0,0

МКОУ СОШ с.Карасу

100,0

0,0

0,0

МКОУ СОШ с. Дальнего

100,0

0,0

0,0

МКОУ СОШ №1 с.Урух

100,0

0,0

0,0

МКОУ СОШ №3 с.Сармаково

100,0

0,0

0,0

МКОУ СОШ с.Хабаз

100,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ №26 г.Нальчик

100,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ №6 с.Октябрьское

100,0

0,0

0,0

МКОУ СОШ №3 г.Нарткала

100,0

0,0

0,0

 МКОУ с.Благовещенка

100,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ№3 г.Чегем

75,0

0,0

0,0

 МКОУ СОШ №11 г.Нальчик

75,0

25,0

0,0

 МОУ СОШ с. В. Баксан

66,7

0,0

0,0

МКОУ СОШ №5 г.Баксан

66,7

0,0

0,0

МКОУ СОШ №2 с.Жамтала

66,7

0,0

0,0

 

ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по истории

 

     В целом изменения структуры КИМ по истории отвечает современных требованиям формирования базовых компетенций у учеников школ различных типов. Усложнение заданий подняло планку знаний, которые должны продемонстрировать участники ЕГЭ по истории. Различные формы тестовых заданий позволяет более адекватно оценить уровень сформированности различных знаний, умений и навыков у обучаемых.
     Однако ряд заданий (№№ 8, 24, 25) требуют дальнейшего совершенствования содержательного и критериального характера.

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

Анализ проводится в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по истории. (Например, по группам заданий одинаковой формы, по видам деятельности, по тематическим разделам и т.п.). В качестве приложения используется план КИМ по истории с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.

 

 

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

 

Средний процент выполнения по региону

1

Задание на установление хронологической последовательности

Знание  основных дат

Б

58,47%

2

Задание на установление соответствия

Знание  основных дат

Б

57,09%

3

Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию

Знание исторических понятий, терминов

Б

26,81%

4

Установление исторического термина по данному определению понятия

Знание исторических понятий, терминов

Б

57,01%

5

Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами

Знание  основных  событий, явлений процессов

Б

55,16%

6

Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.)

Работа с историческими источниками

Б

44,68%

7

Задание на множественный выбор событий по определённому критерию

Знание  основных  событий, явлений процессов

Б

73,96%

8

Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны

Знание истории Великой Отечественной войны

Б

31,74%

9

Задание  на  установление  соответствия между событиями и историческими деятелями

Знание исторических деятелей (персоналий)

Б

44,14%

10

Задание на атрибуцию исторического источника (XX в., предполагается краткий ответ в виде слова)

Работа с историческими источниками

Б

39,91%

11

Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка

Знание  основных  событий, явлений процессов

Б

59,86%

12

Задание на анализ исторического источника (множественный выбор)

Работа с историческими источниками

Б

65,41%

13

Комплекс из четырёх заданий на работу с  исторической  картой  (краткий  ответ и множественный выбор)

Работа с исторической картой

Б

31,43%

14

Комплекс из четырёх заданий на работу с  исторической  картой  (краткий  ответ и множественный выбор)

Работа с исторической картой

Б

34,44%

15

Комплекс из четырёх заданий на работу с  исторической  картой  (краткий  ответ и множественный выбор)

Работа с исторической картой

Б

23,57%

16

Комплекс из четырёх заданий на работу с  исторической  картой  (краткий  ответ и множественный выбор)

Работа с исторической картой

Б

62,02%

17

Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками

Знание  фактов истории культуры

Б

32,97%

18

Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом

Знание  фактов истории культуры

Б

29,28%

19

Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом

Знание  фактов истории культуры

Б

45,69%

20

Три  задания к  историческому источнику

Работа с историческими источниками

С

1б. - 17,49%

2 б. - 19,72%

21

Три  задания к  историческому источнику

Работа с историческими источниками

С

1б. - 21,96%

2 б. - 40,14%

22

Три  задания к  историческому источнику

Работа с историческими источниками

С

1б. - 9,78%

2 б. - 13,48%

23

Задание-задача

Знание  основных  событий, явлений процессов

С

1б. - 18,18%

2 б. - 12,02%

3б. - 9,55%

24

Задание на аргументацию

Знание  основных  событий, явлений процессов

С

1б. - 9,71%

2 б. - 10,63%

3б. - 12,63%

4 б. - 11,71%

25_1

Историческое сочинение

Знание  основных  событий, явлений процессов; знание  основных дат; знание исторических понятий, терминов; знание исторических деятелей (персоналий)

 

 

С

1б. - 12,56%

2 б. - 55,39%

25_2

С

1б. - 27,73%

2 б. - 36,06%

25_3

С

1б. - 24,50%

2 б. - 25,27%

25_4

С

1б. - 40,91%

25_5

С

1б. - 58,71%

25_6

С

1б. - 24,42%

2 б. - 22,80%

25_7

С

1б. - 47,61%

 

     Лучше всего участники ЕГЭ 2016 г. по истории справились с заданием № 7, требовавшим знание основных событий, явлений и процессов – 73,96% (проверяемый вид деятельности – знание основных событий, явлений процессов), худший результат был показан по заданию № 15 – 23,57% (проверяемый вид деятельности – работа с исторической картой).
     С заданиями, позволяющими проверить знание исторических событий, явлений и процессов (5, 7, 11) справилось более половины участников ЕГЭ, которые показали 55,16 - 73,96%. Чуть более сложным стало задание № 5, требовавшее установить соответствия между событиями, процессами и историческими фактами, с ним справилось 55,16%.
     Относительно высокие результаты выпускники, сдающие ЕГЭ показывают по заданиям № 1-2 на знание основных дат. В 2016 г. по первому заданию средний процент - 58,47%, по второму - 57,09%. Здесь ученики лучше справляются с установлением хронологической последовательности, сложнее дело обстоит с установлением соответствий дат и событий, процессов.
     Участники ЕГЭ показали достаточно хорошее знание исторических терминов (задание № 4 - 57,01%), однако не всегда могли правильно соотнести термины по критериям и выявить лишнее (задание № 3 - 26,81%). Это может свидетельствовать о механическом запоминании дефиниций, не увязанных с культурно-исторической ситуацией их возникновения и использования.
     Средние результаты выпускники показали по знанию исторических персоналий (задание № 9 - 44,14%). Достаточно высокий процент свидетельствует об эффективности в ходе преподавания истории в школе упора на деятельности исторических личностей, неординарность которых позволяет ученикам легко запоминать интересный материал, увязывать эти персоналии с конкретными событиями и процессами.
     По заданиям, предполагавшим работу с историческими источниками, наилучший результат был продемонстрирован в № 12 - 65,41%. Задание было направлено на умение анализировать исторический источник и осуществлять множественный выбор. Ниже среднего этот тип заданий был выполнен по № 10 - 39,91%. У участников ЕГЭ сложности вызвала атрибуция источника, не все могли увязать с условием задания правильное слово-ответ.
     Традиционно сложными остаются для выпускников открытые задания по работе с картой. Низкие баллы получены по заданиям № 13 – 31,43%, № 14 – 34,44%, № 15 – 23,57%. В тоже время ответы на задание № 16 требующее от выпускника указать фиксированное количество ответов, связанное с картой выполняется достаточно хорошо – 62,02%, результат в среднем больше в 2 раза по сравнению с предыдущими заданиями.
     Также продолжает вызывать сложности в усвоении материал, посвященный истории культуры. Участники ЕГЭ дают стабильно низкий результат по этим заданиям (№ 17 – 32,97%, № 18 - 29,28%). Чуть лучше ситуация с заданием № 19 (45,69%), требующим соотнести памятник культуры с плакатом, маркой, картиной и т.п., изображенной в задании № 18.
     Низкие результаты выпускники показывают в работе с заданиями второй части, в частности связанными с анализом исторического источника (№№ 20-22). Баллы по ним колеблются от 9,78% до 40,14%. Данный факт свидетельствует о недостаточном внимании на уроках истории к текстам источникам и их соотнесению с событиями и процессами.
     Недостаточно хорошо сформированы у выпускников навыки рассуждения, анализа и синтеза известного материала для вынесения обоснованных суждений, выявления причин событий и аргументации позиций. Средний результат по заданиям №23 - 9,55% - 18,18%, а по № 24 - 9,71% - 12,63%. Т.о., эти данные  указывают на то, что базовые знания исторического материала у выпускников сформированы, но у них возникают сложности в оперировании этим материалом. А это остается главной задачей стоящей перед учителями истории – научить ученика мыслить на основе полученной научной информации.
     Новацией 2016 г. стало введение задания № 25 – исторического сочинения. Несмотря на необходимость доработки критериального инструментария, уже сейчас он позволяет либо подтвердить, либо опровергнуть сформулированные ранее выводы. Разброс баллов (от 12,56% до 58,71%) за критерии, которые оценивали в совокупности знание исторического материала, умение его правильно выстроить в виде  повествования указывает на достаточно неплохое знание событийной истории, но отсутствие системного представления об исторических процессах и событиях, отсутствия панорамного представления об истории. 

 

 Основные УМК по истории, которые использовались в ОО в 2015-2016 уч.г.

Название УМК

Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК

История России с древнейших времен конца XVII в. / под ред. Н.Е. Борисова М.: «Просвещение». 2013 г.

История России XVIII- XIX вв. / под ред. А.А. Левандовского
М.: Просвещение 2014

Отечественная история XX - XXI. 11 класс . / под ред. А.А. Левандовского.
М.: Просвещение. 2014.

 Уколова ВЛ, Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в
М.: Просвещение 2013.

 Улунян А.А. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история.
М.: Просвещение, 2013.

 20%


 80%


40%

 
50%


10%

 

Другие пособия

 -

 

 

Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне

Дата

Мероприятие

1.

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам)

2.

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам

3.

10.2015-12.2015

Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции

 

     ВЫВОДЫ

 

В целом базовые знания по истории у выпускников 2016 г. сформированы на достаточно высоком уровне. Они владеют информацией о датировке событий, хронологической соотнесенности между ними; основных исторических деятелей.
Недостаточно качественно привиты навыки оперирования исторической информацией. Это связано с отсутствием системного представления об исторической панораме событий, неумением формулировать аргументы. Слабо развиты историко-географические представления. Среди множества причин, ведущих к выбору выпускниками неверных ответов, можно выделить несколько основных: невнимательность (нередко ученики не дочитывают до конца задания или не могут выделить элементы ответов, отсюда неверный или неполный ответ); значительный объем исторической информации, необходимой усвоить выпускнику для успешной сдачи ЕГЭ, не может быть получен в рамках учебного процесса из-за недостатка времени на полноценное, системное, связанное изучение всех тем; недостаточное внимание в ходе учебного процесса работе с источниками, картами, памятниками культуры.

 

      Рекомендации

 

 

Необходимо выяснить факторы, влияющие на внимательность учеников, осуществление ими логических операций и использовать в образовательной деятельности. Шире применять активные и интерактивные методы преподавания истории, приемы «погружения» учеников в исторический материал, использовать внеурочные мероприятия для повышения интереса к истории.

 

Необходим комплекс мер, которые носили бы системный характер: неформальный подход к уроку учителя, стремление к повышению интереса учащихся к историческому прошлому, «переключение» мировоззрения учеников с обыденно-практического уровня на научный, формирование культуры научного диалога и дискуссий.

 

Важное значение для совершенствования организации и методики обучения школьников имеет распространение опыта передовых педагогов республики и северокавказского региона. Чаще всего мероприятия по повышению квалификации учителей, обмен опытом между ними нацелен на совершенствование методического аспекта в деятельности педагогов. Для преподавания истории не менее важным является психологическая и эмоциональная составляющая, которая дает возможность обращаться непосредственно к чувствам, ощущениям и представлениям учащихся.

     Составители отчета

 

Анализ результатов ЕГЭ по истории проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.

 

Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету

Тамазов Муслим Султанович,

директор института истории, филологии и СМИ ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»,

кандидат исторических наук

Председатель ПК по истории

 

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4106279
Сегодня
Вчера
Этот месяц
815
2832
33456

Счетчик joomla