1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
Учебный предмет |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
|
История |
1559 |
26,21 |
1678 |
29,20 |
1298 |
27,6 |
Юноши |
Девочки |
||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
708 |
54,5 |
590 |
45,5 |
Всего участников ЕГЭ по предмету история |
1298 |
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО |
1197 |
выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО |
2 |
выпускников прошлых лет |
99 |
Всего участников ЕГЭ по предмету история |
1298 |
Из них: - выпускники лицеев и гимназий |
289 |
- выпускники СОШ |
908 |
- СПО |
2 |
- ВПЛ |
99 |
АТЕ |
Количество участников |
Количество участников ЕГЭ по учебному предмету |
% от общего числа участников в регионе |
%от общего числа участников по АТЕ |
г.о. Нальчик |
1297 |
443 |
34,1 |
34,16 |
г.о. Прохладный |
280 |
81 |
6,2 |
28,93 |
г.о. Баксан |
302 |
79 |
6,0 |
26,16 |
Баксанский район |
451 |
70 |
5,4 |
15,52 |
Зольский район |
225 |
47 |
3,6 |
20,89 |
Лескенский район |
151 |
24 |
1,8 |
15,89 |
Майский район |
161 |
38 |
2,9 |
23,60 |
Прохладненский район |
138 |
33 |
2,5 |
23,91 |
Терский район |
212 |
34 |
2,6 |
16,04 |
Урванский район |
336 |
92 |
7,0 |
27,38 |
Чегемский район |
296 |
85 |
6,5 |
28,72 |
Черекский район |
223 |
110 |
8,5 |
49,33 |
Эльбрусский район |
165 |
61 |
4,7 |
36,97 |
ВПЛ |
461 |
101 |
7,8 |
21,91 |
Итого по КБР |
4698 |
1298 |
100 |
27,6 |
ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по истории
Анализ динамики изменений численных значений выпускников, принимавших участие в сдаче ЕГЭ по истории за последние 3 года показывает колебание относительных значений на 1,6-3%. Если в 2014 г. участие в ЕГЭ по истории принимал 26,2%, в 2015 г. наметилось незначительное увеличение – 29,2% (на 3% больше), то в 2016 г. количество участников снижается до 27,6% (на 1,6%). Такой уровень колебаний свидетельствует о сохранении достаточно устойчивого интереса к участию в сдаче ЕГЭ по истории.
Среди участников ЕГЭ по истории доминируют выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО – 92,3% (1199 чел.). Незначительное число сдававших ЕГЭ по истории в 2016 г. выпускники прошлых лет – 7,54% (98 чел.) составили выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО – 0,16% (2 чел.). Последнее может объясняться наличием у вузов права зачисления выпускников СПО с помощью внутренних экзаменов.
Среди образовательных учреждений выпускники, которых участвовали в ЕГЭ по истории в 2016 г. в КБР лидирующее положение занимают СОШ – 81,52%, за ними находятся лицеи и гимназии – 22,24%.
Традиционно по количеству участников ЕГЭ по истории доминируют г.о. Нальчик – 443 чел. и Черекский район – 110 чел.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ИСТОРИИ
Новая структура КИМ по истории шире использует возможности технологий тестирования для выявления уровня компетенций участников ЕГЭ по истории, сформированных в школе. Большое значение имеет задание № 6, требующее от выпускника школы умения правильно прочесть источник, соотнести его с культурно-исторической ситуацией, в которой он был написан и выявить исторические факты, с которыми он связан. В этой связи несколько легковеснее выглядит задание № 8, ориентирующее участника ЕГЭ на совершение простой операции припоминания событий и фактов.
Относительно включения в задания фактов из зарубежной истории, то такой подход является адекватным в свете развития системы ЕГЭ. Однако учитывая временной фактор изучения всеобщей истории в школе желательно не ускорять наращивание заданий по зарубежной истории.
Во второй части КИМа по истории желательно использовать исторические тексты, описывающие наиболее значимые события истории России (зад. №20-22). В заданиях 23-24 в критериях оценивания желательно дать максимальное число возможных верных ответов, содержащихся в официальных школьных учебниках. Это позволит упростить создание дополнительного «веера ответов» экспертами и повысить согласованность оценивания.
Наиболее сложным для согласованного оценивая, помимо задания №24, оказалось задание №25 «Историческое сочинение». Необходимо уточнить формулировки требований к сочинению, исключить их разночтения. Кроме того сложности вызывает большое количество критериев оценивания «исторического сочинения». Большую путаницу в экспертной среде внесли различные методические рекомендации по написанию «исторического сочинения», не прошедшие процедуру рецензирования и одобрения ФИПИ. Существует потребность в официальной литературе такого рода.
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по истории по тестовым баллам в 2016 г.
История |
Субъект РФ |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Не преодолели минимального балла |
634 |
404 |
303 |
Средний балл |
29,5 |
41,41 |
43,8 |
Получили от 81 до 100 баллов |
12 |
30 |
49 |
Получили 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:
История |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО |
Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
19,6(255) |
0,08(1) |
3,6(47) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
52,6(683) |
0,08(1) |
3,5(46) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
16,34(212) |
0 |
0,3(4) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
3,7(47) |
0 |
0,2(2) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
История |
СОШ |
Лицеи, гимназии |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО |
Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
17,1(222) |
2,5(33) |
0,08(1) |
3,6(47) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
40,7(529) |
11,9(154) |
0,08(1) |
3,5(46) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
9,94(129) |
6,4(83) |
0 |
0,3(4) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
2,2(28) |
1,5(19) |
0 |
0,2(2) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наименование АТЕ |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
г.о. Нальчик |
18,7 |
54,0 |
22,1 |
5,2 |
0 |
г.о. Прохладный |
17,3 |
55,6 |
25,9 |
1,2 |
0 |
г.о. Баксан |
32,9 |
53,2 |
10,1 |
3,8 |
0 |
Баксанский район |
16,9 |
66,2 |
9,9 |
7,0 |
0 |
Зольский район |
34,0 |
61,7 |
4,3 |
0,0 |
0 |
Лескенский район |
29,2 |
62,5 |
8,3 |
0,0 |
0 |
Майский район |
18,4 |
68,4 |
5,3 |
7,9 |
0 |
Прохладненский район |
36,4 |
48,5 |
15,2 |
0,0 |
0 |
Терский район |
5,9 |
44,1 |
41,2 |
8,8 |
0 |
Урванский район |
17,4 |
54,3 |
25,0 |
3,3 |
0 |
Чегемский район |
23,5 |
60,0 |
10,6 |
5,9 |
0 |
Черекский район |
21,8 |
62,7 |
14,5 |
0,9 |
0 |
Эльбрусский район |
27,9 |
63,9 |
8,2 |
0,0 |
0 |
Название ОО |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, не достигших минимального балла |
МКОУ СОШ № 4 г. п. .Чегем |
100 |
0 |
0 |
МКОУ СОШ с.п. Псычох |
100 |
0 |
0 |
МКОУ СОШ № 3 с. п. Чегем Второй |
50 |
0 |
0 |
МКОУ СОШ № 2 с.п. Исламей |
50 |
50 |
0 |
МКОУ СОШ с.п. Инаркой |
33,3 |
0 |
0 |
МКОУ Лицей № 1 г.п. Терек |
25 |
50 |
0 |
МКОУ СОШ № 4 с.п. Заюково |
25 |
25 |
0 |
МКОУ СОШ № 1 с.п. Атажукино |
25 |
25 |
0 |
МКОУ Гимназия № 1 г.Майский |
20 |
6,6 |
6,6 |
МКОУ СОШ № 30 г.о. Нальчик |
20 |
40 |
0 |
МКОУ Гимназия № 14 г. о. Нальчик |
17,8 |
21,4 |
10,7 |
МКОУ Гимназия № 4 г. о. Нальчик |
16,6 |
37,5 |
20,8 |
МКОУ СОШ № 1 с.п. Куба |
16,6 |
0 |
16,6 |
МКОУ СОШ № 6 г. п. Нарткала |
14,2 |
28,5 |
28,5 |
МКОУ СОШ № 1 г.Баксан |
13,3 |
0 |
26,6 |
Название ОО |
Доля участников, не достигших минимального балла |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
МКОУ СОШ №4 с. Алтуд |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с.Карасу |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с. Дальнего |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Урух |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №3 с.Сармаково |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с.Хабаз |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №26 г.Нальчик |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №6 с.Октябрьское |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №3 г.Нарткала |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ с.Благовещенка |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ№3 г.Чегем |
75,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №11 г.Нальчик |
75,0 |
25,0 |
0,0 |
МОУ СОШ с. В. Баксан |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №5 г.Баксан |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №2 с.Жамтала |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по истории
В целом изменения структуры КИМ по истории отвечает современных требованиям формирования базовых компетенций у учеников школ различных типов. Усложнение заданий подняло планку знаний, которые должны продемонстрировать участники ЕГЭ по истории. Различные формы тестовых заданий позволяет более адекватно оценить уровень сформированности различных знаний, умений и навыков у обучаемых.
Однако ряд заданий (№№ 8, 24, 25) требуют дальнейшего совершенствования содержательного и критериального характера.
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ
Анализ проводится в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по истории. (Например, по группам заданий одинаковой формы, по видам деятельности, по тематическим разделам и т.п.). В качестве приложения используется план КИМ по истории с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания
|
Проверяемые умения |
Уровень сложности задания
|
Средний процент выполнения по региону |
1 |
Задание на установление хронологической последовательности |
Знание основных дат |
Б |
58,47% |
2 |
Задание на установление соответствия |
Знание основных дат |
Б |
57,09% |
3 |
Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию |
Знание исторических понятий, терминов |
Б |
26,81% |
4 |
Установление исторического термина по данному определению понятия |
Знание исторических понятий, терминов |
Б |
57,01% |
5 |
Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами |
Знание основных событий, явлений процессов |
Б |
55,16% |
6 |
Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.) |
Работа с историческими источниками |
Б |
44,68% |
7 |
Задание на множественный выбор событий по определённому критерию |
Знание основных событий, явлений процессов |
Б |
73,96% |
8 |
Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны |
Знание истории Великой Отечественной войны |
Б |
31,74% |
9 |
Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями |
Знание исторических деятелей (персоналий) |
Б |
44,14% |
10 |
Задание на атрибуцию исторического источника (XX в., предполагается краткий ответ в виде слова) |
Работа с историческими источниками |
Б |
39,91% |
11 |
Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка |
Знание основных событий, явлений процессов |
Б |
59,86% |
12 |
Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) |
Работа с историческими источниками |
Б |
65,41% |
13 |
Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) |
Работа с исторической картой |
Б |
31,43% |
14 |
Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) |
Работа с исторической картой |
Б |
34,44% |
15 |
Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) |
Работа с исторической картой |
Б |
23,57% |
16 |
Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) |
Работа с исторической картой |
Б |
62,02% |
17 |
Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками |
Знание фактов истории культуры |
Б |
32,97% |
18 |
Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом |
Знание фактов истории культуры |
Б |
29,28% |
19 |
Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом |
Знание фактов истории культуры |
Б |
45,69% |
20 |
Три задания к историческому источнику |
Работа с историческими источниками |
С |
1б. - 17,49% |
2 б. - 19,72% |
||||
21 |
Три задания к историческому источнику |
Работа с историческими источниками |
С |
1б. - 21,96% |
2 б. - 40,14% |
||||
22 |
Три задания к историческому источнику |
Работа с историческими источниками |
С |
1б. - 9,78% |
2 б. - 13,48% |
||||
23 |
Задание-задача |
Знание основных событий, явлений процессов |
С |
1б. - 18,18% |
2 б. - 12,02% |
||||
3б. - 9,55% |
||||
24 |
Задание на аргументацию |
Знание основных событий, явлений процессов |
С |
1б. - 9,71% |
2 б. - 10,63% |
||||
3б. - 12,63% |
||||
4 б. - 11,71% |
||||
25_1 |
Историческое сочинение |
Знание основных событий, явлений процессов; знание основных дат; знание исторических понятий, терминов; знание исторических деятелей (персоналий)
|
С |
1б. - 12,56% |
2 б. - 55,39% |
||||
25_2 |
С |
1б. - 27,73% |
||
2 б. - 36,06% |
||||
25_3 |
С |
1б. - 24,50% |
||
2 б. - 25,27% |
||||
25_4 |
С |
1б. - 40,91% |
||
25_5 |
С |
1б. - 58,71% |
||
25_6 |
С |
1б. - 24,42% |
||
2 б. - 22,80% |
||||
25_7 |
С |
1б. - 47,61% |
Лучше всего участники ЕГЭ 2016 г. по истории справились с заданием № 7, требовавшим знание основных событий, явлений и процессов – 73,96% (проверяемый вид деятельности – знание основных событий, явлений процессов), худший результат был показан по заданию № 15 – 23,57% (проверяемый вид деятельности – работа с исторической картой).
С заданиями, позволяющими проверить знание исторических событий, явлений и процессов (5, 7, 11) справилось более половины участников ЕГЭ, которые показали 55,16 - 73,96%. Чуть более сложным стало задание № 5, требовавшее установить соответствия между событиями, процессами и историческими фактами, с ним справилось 55,16%.
Относительно высокие результаты выпускники, сдающие ЕГЭ показывают по заданиям № 1-2 на знание основных дат. В 2016 г. по первому заданию средний процент - 58,47%, по второму - 57,09%. Здесь ученики лучше справляются с установлением хронологической последовательности, сложнее дело обстоит с установлением соответствий дат и событий, процессов.
Участники ЕГЭ показали достаточно хорошее знание исторических терминов (задание № 4 - 57,01%), однако не всегда могли правильно соотнести термины по критериям и выявить лишнее (задание № 3 - 26,81%). Это может свидетельствовать о механическом запоминании дефиниций, не увязанных с культурно-исторической ситуацией их возникновения и использования.
Средние результаты выпускники показали по знанию исторических персоналий (задание № 9 - 44,14%). Достаточно высокий процент свидетельствует об эффективности в ходе преподавания истории в школе упора на деятельности исторических личностей, неординарность которых позволяет ученикам легко запоминать интересный материал, увязывать эти персоналии с конкретными событиями и процессами.
По заданиям, предполагавшим работу с историческими источниками, наилучший результат был продемонстрирован в № 12 - 65,41%. Задание было направлено на умение анализировать исторический источник и осуществлять множественный выбор. Ниже среднего этот тип заданий был выполнен по № 10 - 39,91%. У участников ЕГЭ сложности вызвала атрибуция источника, не все могли увязать с условием задания правильное слово-ответ.
Традиционно сложными остаются для выпускников открытые задания по работе с картой. Низкие баллы получены по заданиям № 13 – 31,43%, № 14 – 34,44%, № 15 – 23,57%. В тоже время ответы на задание № 16 требующее от выпускника указать фиксированное количество ответов, связанное с картой выполняется достаточно хорошо – 62,02%, результат в среднем больше в 2 раза по сравнению с предыдущими заданиями.
Также продолжает вызывать сложности в усвоении материал, посвященный истории культуры. Участники ЕГЭ дают стабильно низкий результат по этим заданиям (№ 17 – 32,97%, № 18 - 29,28%). Чуть лучше ситуация с заданием № 19 (45,69%), требующим соотнести памятник культуры с плакатом, маркой, картиной и т.п., изображенной в задании № 18.
Низкие результаты выпускники показывают в работе с заданиями второй части, в частности связанными с анализом исторического источника (№№ 20-22). Баллы по ним колеблются от 9,78% до 40,14%. Данный факт свидетельствует о недостаточном внимании на уроках истории к текстам источникам и их соотнесению с событиями и процессами.
Недостаточно хорошо сформированы у выпускников навыки рассуждения, анализа и синтеза известного материала для вынесения обоснованных суждений, выявления причин событий и аргументации позиций. Средний результат по заданиям №23 - 9,55% - 18,18%, а по № 24 - 9,71% - 12,63%. Т.о., эти данные указывают на то, что базовые знания исторического материала у выпускников сформированы, но у них возникают сложности в оперировании этим материалом. А это остается главной задачей стоящей перед учителями истории – научить ученика мыслить на основе полученной научной информации.
Новацией 2016 г. стало введение задания № 25 – исторического сочинения. Несмотря на необходимость доработки критериального инструментария, уже сейчас он позволяет либо подтвердить, либо опровергнуть сформулированные ранее выводы. Разброс баллов (от 12,56% до 58,71%) за критерии, которые оценивали в совокупности знание исторического материала, умение его правильно выстроить в виде повествования указывает на достаточно неплохое знание событийной истории, но отсутствие системного представления об исторических процессах и событиях, отсутствия панорамного представления об истории.
Название УМК |
Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК |
История России с древнейших времен конца XVII в. / под ред. Н.Е. Борисова М.: «Просвещение». 2013 г. История России XVIII- XIX вв. / под ред. А.А. Левандовского Отечественная история XX - XXI. 11 класс . / под ред. А.А. Левандовского. Уколова ВЛ, Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в Улунян А.А. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. |
20%
|
Другие пособия |
- |
Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне
№ |
Дата |
Мероприятие |
1. |
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам) |
2. |
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам |
3. |
10.2015-12.2015 |
Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции |
ВЫВОДЫ
В целом базовые знания по истории у выпускников 2016 г. сформированы на достаточно высоком уровне. Они владеют информацией о датировке событий, хронологической соотнесенности между ними; основных исторических деятелей.
Недостаточно качественно привиты навыки оперирования исторической информацией. Это связано с отсутствием системного представления об исторической панораме событий, неумением формулировать аргументы. Слабо развиты историко-географические представления. Среди множества причин, ведущих к выбору выпускниками неверных ответов, можно выделить несколько основных: невнимательность (нередко ученики не дочитывают до конца задания или не могут выделить элементы ответов, отсюда неверный или неполный ответ); значительный объем исторической информации, необходимой усвоить выпускнику для успешной сдачи ЕГЭ, не может быть получен в рамках учебного процесса из-за недостатка времени на полноценное, системное, связанное изучение всех тем; недостаточное внимание в ходе учебного процесса работе с источниками, картами, памятниками культуры.
Рекомендации
Необходимо выяснить факторы, влияющие на внимательность учеников, осуществление ими логических операций и использовать в образовательной деятельности. Шире применять активные и интерактивные методы преподавания истории, приемы «погружения» учеников в исторический материал, использовать внеурочные мероприятия для повышения интереса к истории.
Необходим комплекс мер, которые носили бы системный характер: неформальный подход к уроку учителя, стремление к повышению интереса учащихся к историческому прошлому, «переключение» мировоззрения учеников с обыденно-практического уровня на научный, формирование культуры научного диалога и дискуссий.
Важное значение для совершенствования организации и методики обучения школьников имеет распространение опыта передовых педагогов республики и северокавказского региона. Чаще всего мероприятия по повышению квалификации учителей, обмен опытом между ними нацелен на совершенствование методического аспекта в деятельности педагогов. Для преподавания истории не менее важным является психологическая и эмоциональная составляющая, которая дает возможность обращаться непосредственно к чувствам, ощущениям и представлениям учащихся.
Составители отчета
Анализ результатов ЕГЭ по истории проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.
Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету |
Тамазов Муслим Султанович, директор института истории, филологии и СМИ ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», кандидат исторических наук |
Председатель ПК по истории |