ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

 1.1 Количество участников ЕГЭ по физике (за последние 3 года)

Учебный предмет

2014

2015

2016

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

 физика

1150

19,33

1004

17,47

931

19,9

1.2 Процент  юношей и девушек 

Юноши

Девочки

кол-во

%

кол-во

%

787

84,5

144

15,5

 

1.3 Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям 

Всего участников ЕГЭ по предмету физика

931

Из них:

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

847

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

1

 выпускников прошлых лет

83

1.4 Количество участников по типам ОО 

Всего участников ЕГЭ по предмету физика

931

Из них:

 -     выпускники лицеев и гимназий

165

 -     выпускники СОШ

682

 -     СПО

1

 -     ВПЛ

83

 

1.5  Количество участников ЕГЭ по физике по АТЕ региона 

АТЕ

Количество участников ЕГЭ

Количество участников ЕГЭ по учебному  предмету

% от общего числа участников в регионе

% от общего числа участников по АТЕ

 г.о.Нальчик

1297

234

25,1

18,04

 г.о.Прохладный

280

72

7,7

25,71

 г.о.Баксан

302

54

5,8

17,88

 Баксанский район

451

90

9,7

19,96

 Зольский район

225

25

2,7

11,11

 Лескенский район

151

35

3,7

23,34

 Майский район

161

35

3,7

21,74

 Прохладненский район

138

27

2,9

19,57

 Терский район

212

30

3,2

14,15

 Урванский район

336

51

5,5

15,18

 Чегемский район

296

42

4,5

14,19

 Черекский район

223

95

10,2

99,55

 Эльбрусский район

165

57

6,1

34,55

 ВПЛ 

461

84

9

18,22

 Итого по КБР

4698

931

100

4,98

 

ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по физике наблюдаетсяпозитивная динамикаколичества участников ЕГЭ по физике в целом.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ФИЗИКЕ

Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют установить уровень усвоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 24 задания, из которых 9 заданий с выбором и записью правильного ответа и 15 заданий с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.
Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (25-27) и 5 заданий (28-32), для которых необходимо привести развернутый ответ.

 

 Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 50

 

 

Тип заданий

1

 Часть 1

24

32

64

С кратким ответом

2

 Часть 2

8

18

36

С кратким ответом и развернутым ответом

Итого

32

50

100

В части 1 задания 1-22 группировались  исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика.

 Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса физики

Основные умения и способы действия

Количество заданий

Вся работа

Часть  1

Часть 2

 Требования 1.1-1.3 
Знать/понимать смысл физических понятий,  величин, законов, постулатов, принципов

12-14

12-14

-

 Требования 2.1-2.4 
Уметь описывать и объяснять физические  явления и свойства тел, результаты  экспериментов, приводить примеры  практического использования физических знаний

9-12

9-12

-

 Требование 2.5 
Отличать гипотезы от научной теории, делать  выводы на основе эксперимента

2

2

-

 Требование 2.6 
Уметь применять полученные знания при  решении физических задач

8

-

8

 Требование 3.1-3.2 
Использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности

0-1

0-1

-

 Итого

32

24

8

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня включены в часть 1 работы (19 заданий, из которых 9 заданий с выбором и записью номера правильного ответа и 10 заданий с кратким ответом). Это задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.
Задания повышенного уровня распределены между первой и второй частями экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также уметь решать задачи на применение 1-2 законов (формул).
4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации из двух-трех разделов физики. Включение в часть 2 работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать обучающихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню сложности.

 

Распределение заданий по уровню сложности 

 Уровень сложности заданий

Количество заданий

 Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 50

 Базовый (Б)

19

22

44

 Повышенный(П)

9

16

32

 Высокий (В)

4

12

24

 Итого

32

50

100

 

 

 

Проверяемые элементы содержания

Обозначение
задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности заданий

1

Скорость, ускорение, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение (графики)

1.1.3-1.1.6

1, 2.1-2.4

Б

2

Принцип суперпозиции сил, законы Ньютона

1.2.1,1.2.3-1.2.5

1, 2.1-2.4

Б

3

Закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения

1.2.6,1.2.8,1.2.9

1.2.2-2.4

Б

4

Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальная энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии

1.4.1-1.4.8

1,2.1-2.4

Б

5

Условие равновесия твердого тела, сила Архимеда, давление, математический и пружинный маятники, механические волны, звук

1.3.2, 1.3.5, 1.5.2, 1.5.4, 1.5.5

1,2.1-2.4

Б

6

Механика (изменение физических величин в процессах)

1.1-1.5

2.1

Б, П

7

Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами, единицами измерения)

1.1-1.5

1,2.4

П,Б

8

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Диффузия, броуновское движения, модель идеального газа. Изменение агрегатных состояний вещества, тепловое равновесие, теплопередача (объяснение явлений)

2.1.1-2.1.5, 2.1.15-2.1.17,2.2.1, 2.2.3

1, 2.1-2.4

Б

9

Изопроцессы, работа в термодинамике, первый закон термодинамики

2.1.12, 2.2.6-2.2.7

1, 2.1-2.4

Б

10

Относительная влажность воздуха, количество теплоты, КПД тепловой машины

2.1.14, 2.24, 2.25, 2.2.9, 2.2.10

1, 2.1-2.4

Б

11

МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах)

2.1, 2.2

2.1

Б, П

12

МКТ, термодинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами, единицами измерения)

2.1, 2.2

1, 2.4

П,Б

13

Электризация тел, проводники и диэлектрики в электрическом поле, явление электромагнитной индукции, интерференция света, дифракция и дисперсия света (объяснение явлений)

3.1.1, 3.1.7, 3.1.8,3.4.2,3.6.10-3.6.12

2.1-2.4

Б

14

Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления)

3.1.5,3.3.1,3.3.2-3.3.4, 3.4.5

1, 2.1-2.4

Б

15

Закон Кулона, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца

3.1.2, 3.2.3, 3.2.4,3.2.7-3.2.9

1, 2.1-2.4

Б

16

Закон электромагнитной индукции Фарадея, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе

3.4.3,3.5.1,3.6.2,3.6.3,3.6.4,3.6.6-3.6.8

1, 2.1-2.4

Б

17

Электродинамика (изменение физических величин в процессах)

3.1-3.6

1, 2.4

П, Б

18

Электродинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и единицами измерения, формулами)

3.1-3.6

1, 2.4

П, Б

19

Инвариантность скорости света в вакууме. Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Изотопы.

4.1, 5.2.1, 5.3.1

1.1

Б

20

Радиоактивность. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.

5.3.4, 5.3.6

2.1

Б

21

Фотоны. Закон радиоактивного распада.

5.1.2,5.3.5

2.1

Б

22

Квантовая физика (изменение физических величин в процессах, установление соответствия между физическими величинами и единицами измерения, формулами, графиками)

5.1-5.3

2.1,2.4

Б

23

Механика – квантовая физика (методы научного познания: измерения с учетом абсолютной погрешности, выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе, построение графика по заданным точкам с учетом абсолютной погрешности измерений)

1.1-5.3

2.5

Б

24

Механика-квантовая физика (методы научного познания: интерпретация результатов опыта)

1.1-5.3

2.5

П

25

Механика, молекулярная физика (расчетная задача)

1.1-1.5, 2.1, 2.2

2.6

П

26

Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача)

2.1,2.2,3.1-3.6

2.6

П

27

Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача)

3.1-3.6,5.1-5.3

2.6

П

28

Молекулярная физика

2.1.12-2.1.14

2.2

П

29

Механика (расчетная задача)

1.1-5.3

2.6,3

30

Молекулярная физика (расчетная задача)

2.1,2.2

2.6

П

31

Электродинамика (расчетная задача)

3.1-3.63.1-3.6,5.1-5.6

2.6

П

32

Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача)

2.6

П

В третьей части представлены задачи по теме «Конденсаторы» (№28), «Законы сохранения энергии, импульса» (№29), «Молекулярная физика. Условие равновесия поршня» (№30), «Законы постоянного тока» (№31), «Оптика. Законы преломления света» (№32). Задания 31, 32 использованы из «банка заданий ЕГЭ» прошлых лет.

 

3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ 

3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по учебному предмету по тестовым баллам в 2016 г.

 

 

 3.2 Динамика результатов ЕГЭ по физике за последние 3 года

 

Субъект РФ

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 Не преодолели минимального балла

450

183

97

 Средний балл

33,8

43,07

44,9

 Получили от 81 до 100 баллов

3

12

13

 Получили 100 баллов

0

0

0

3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

 А) с учетом категории участников ЕГЭ

 

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже  минимального

7,6(72)

0,1(1)

2,7(25)

 Доля участников, получивших тестовый балл  от минимального балла до 60 баллов

76,7(713)

0

6,1(57)

 Доля участников, получивших от 61 до 80  баллов   

5,3(49)

0

0,1(1)

 Доля участников, получивших от 81 до 100  баллов   

1,4(13)

0

0

 Количество выпускников, получивших 100  баллов

0

0

0

 Б) с учетом типа ОО

 

СОШ

Лицеи, гимназии

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

7(64)

0,6(7)

0,1(1)

2,7(25)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального  балла до 60 баллов

62,3(580)

14,4(134)

0

6,1(57)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

3,4(31)

1,9(18)

0

0,1(1)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

0,7(7)

0,7(6)

0

0

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

0

0

 

 В) Основные результаты ЕГЭ по физике в сравнении по АТЕ

Наименование АТЕ

Доля участников, набравших балл ниже минимального

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Количество выпускников, получивших 100 баллов

 г.о.Нальчик

10,6

77,9

7,2

4,3

0

 г.о.Прохладный

8,3

77,8

12,5

1,4

0

 г.о.Баксан

0,0

94,4

5,6

0,0

0

 Баксанский район

9,9

85,7

4,4

0,0

0

 Зольский район

20,0

76,0

4,0

0,0

0

 Лескенский район

8,6

91,4

0,0

0,0

 0

 Майский район

2,9

88,6

8,6

0,0

 0

 Прохладненский район

11,1

77,8

3,7

7,4

0

 Терский район

10,0

86,7

3,3

0,0

 0

 Урванский район

3,9

82,4

13,7

0,0

0

 Чегемский район

4,8

95,2

0,0

0,0

0

 Черекский район

10,5

88,4

1,1

0,0

0

 Эльбрусский район

5,3

91,2

3,5

0,0

 0

 

 3.4 Перечень ОО,продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по физике

Название ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников,

не достигших минимального балла

 МКОУ Гимназия № 1  г. о. Нальчик

100

0

0

 МКОУ СОШ № 18 г. о.Нальчик

33,3

0

0

 МКОУ СОШ  с.Прималкинского

28,5

0

0

 МКОУ СОШ № 23 г. о. Нальчик

25

0

0

 МКОУ СОШ № 19 г.о. Нальчик

20

0

20

 МКОУ СОШ № 27 г.о. Нальчик

16,6

16,6

0

 МКОУ Лицей № 2  г. о. Нальчик

13

0

0

 МКОУ СОШ № 9 г. о. Нальчик

5,8

17,6

0

 МБОУ Лицей № 3 г.о. Прохладный

5,2

10,5

5,2

 МКОУ СОШ № 32 г.о. Нальчик

5,2

15,7

10,5

 МКОУ СОШ № 1 с.п. Исламей

0

0

0

 МКОУ СОШ ст.Солдатской

0

50

0

 МКОУ  СОШ № 2 с.п. Баксаненок

0

0

0

 МКОУ Гимназия № 1 г. Майский

0

7,6

7,6

 МОУ Гимназия №5  г. Тырныауз

0

0

20

 


3.5 Перечень ОО продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по физике

Название ОО

Доля участников,

не достигших минимального балла

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

 МКОУ СОШ с. Дальнего

100

0

0

 МОУ СОШ № 1 с. п. Старый   Черек

100

0

0

 МКОУ СОШ с.п. Совхозное

100

0

0

 МОУ СОШ с. п. .Верхний Курп

100

0

0

 МКОУ СОШ № 4 с. Алтуд

100

0

0

 МКОУ СОШ с.п.  Красноармейское

67

0

0

 МКОУ СОШ № 3 с.п.  Сармаково

67

0

0

 МКОУ СОШ с.Карагач

50

0

0

 МКОУ СОШ с.п. Озрек

50

0

0

 МОУ СОШ № 2 с.п. Атажукино

50

0

0

 МОУ СОШ № 4 с. п. Исламей

50

0

0

 МКОУ СОШ № 3 г.п. Чегем

50

0

0

 МБОУ СОШ № 42 г.о.  Прохладный

50

0

0

 МКОУ СОШ № 26 г.о.Нальчик

50

0

0

 МКОУ  "Центр образования  №1" г.о. Нальчик

44

11

0

 

ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по физике

 

В 2016 г. уменьшилось число выпускников, не преодолевших минимальный порог, увеличился средний балл, а также доля выпускников, набравших от 81 и более баллов, что свидетельствует об улучшении качества знаний по физике.

  

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

Анализ проводится в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по физике. (Например, по группам заданий одинаковой формы, по видам деятельности, по тематическим разделам и т.п.)

 

Средний процент выполнения заданий в КБР

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности заданий

Средний процент выполнения по КБР

1

Скорость, ускорение, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение (графики)

1, 2.1-2.4

Б

49

2

Принцип суперпозиции сил, законы Ньютона

1, 2.1-2.4

Б

54

3

Закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения

1.2.2-2.4

Б

56

4

Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальная энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии

1,2.1-2.4

Б

6

5

Условие равновесия твердого тела, сила Архимеда, давление, математический и пружинный маятники, механические волны, звук

1,2.1-2.4

Б

54

6

Механика (изменение физических величин в процессах)

2.1

Б, П

27

7

Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами, единицами измерения)

1,2.4

П,Б

34

8

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Диффузия, броуновское движения, модель идеального газа. Изменение агрегатных состояний вещества, тепловое равновесие, теплопередача (объяснение явлений)

1, 2.1-2.4

Б

62

9

Изопроцессы, работа в термодинамике, первый закон термодинамики

1, 2.1-2.4

Б

45

10

Относительная влажность воздуха, количество теплоты, КПД тепловой машины

1, 2.1-2.4

Б

58

11

МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах)

2.1

Б, П

48

12

МКТ, термодинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами, единицами измерения)

1, 2.4

П,Б

36

13

Электризация тел, проводники и диэлектрики в электрическом поле, явление электромагнитной индукции, интерференция света, дифракция и дисперсия света (объяснение явлений)

2.1-2.4

Б

37

14

Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления)

1, 2.1-2.4

Б

37

15

Закон Кулона, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца

1, 2.1-2.4

Б

25

16

Закон электромагнитной индукции Фарадея, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе

1, 2.1-2.4

Б

22

17

Электродинамика (изменение физических величин в процессах)

1, 2.4

П, Б

17

18

Электродинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и единицами измерения, формулами)

1, 2.4

П, Б

41

19

Инвариантность скорости света в вакууме. Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Изотопы.

1.1

Б

57

20

Радиоактивность. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.

2.1

Б

87

21

Фотоны. Закон радиоактивного распада.

2.1

Б

55

22

Квантовая физика (изменение физических величин в процессах, установление соответствия между физическими величинами и единицами измерения, формулами, графиками)

2.1,2.4

Б

32

23

Механика – квантовая физика (методы научного познания: измерения с учетом абсолютной погрешности, выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе, построение графика по заданным точкам с учетом абсолютной погрешности измерений)

2.5

Б

62

24

Механика-квантовая физика (методы научного познания: интерпретация результатов опыта)

2.5

П

29

25 Механика, молекулярная физика (расчетная задача) 2.6 П 15
26 Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача) 2.6 П 40
27 Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) 2.6 П 17

28

Электродинамика

2.2

П

11

29

Механика (расчетная задача)

2.6,3

5

30

Молекулярная физика (расчетная задача)

2.6

П

6

31

Электродинамика (расчетная задача)

2.6

П

9

32

Оптика(расчетная задача)

2.6

П

12

2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по физике

Требования к уровню подготовки выпускников, освоение которых проверяется на ЕГЭ

1 Знать/Понимать:

1.1 смысл физических понятий
1.2 смысл физических величин
1.3 смысл физических законов, принципов, постулатов

2 Уметь:

2.1 описывать и объяснять:
2.1.1 физические явления, физические явления и свойства тел
2.1.2 результаты экспериментов
2.2 описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики
2.3 приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики
2.4 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа
2.5 2.5.1 отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
2.5.2 приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости
2.5.3 измерять физические величины, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей
2.6 применять полученные знания для решения физических  задач 

     Обучающиеся не справились в основном с заданиями базового уровня на закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, явление электромагнитной индукции, интерференция света, дифракция и дисперсия света (объяснение явлений), принцип суперпозиции электрических полей, правило Ленца (определение направления), закон Кулона, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца.
     Особые затруднения вызвали задания базового и профильного уровней по механике, молекулярной физике, электродинамике, квантовой физике – установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами единицами измерения, а также на изменение физических величин. Это свидетельствует о том, что обучающиеся испытывают дефицит в учебных достижения по физике в умении описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний.
     Низкий процент выполнения задания наблюдается у обучающихся по электродинамике, квантовой физике, где необходимо было отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента.
     Большие затруднения вызвали расчетные задачи по электродинамике и квантовой физике. Немного лучше выполнены задачи по молекулярной физике.Это говорит о том, что обучающиеся плохо умеют применять полученные знания при решении физических задач.
     К заданиям с развернутым ответом не приступило более 50% обучающихся, наблюдается низкий процент выполнения заданий. 
     Традиционно вызвали затруднения задания по темам, изучаемым преимущественно в основной школе. Очевидны просчеты при организации сопутствующего и обобщающего повторения в старшей школе.
     Как и в предыдущие годы, особые затруднения вызвали задания, сформулированные нестандартно, или новые задания, аналоги которых не представлены в многочисленных пособиях для подготовки к экзамену. При этом очевиден хороший процент выполнения заданий из открытого сегмент контрольных измерительных материалов, то есть тех задач, которые обсуждались учителями на курсах повышения квалификации, семинарах, были доступны обучающимся при самостоятельной подготовке к экзамену.
     Существенного прорыва в результатах обучающихся при выполнении заданий с развернутым ответом можно ожидать при условии увеличения профильных классов. При изучении физики на базовом уровне у учителя нет возможности выходить на решение сложных задач. Подавляющее большинство школ в рамках своих учебных планов не может брать на себя ответственность по подготовке выпускников к выполнению частично второй и полностью третьей частей экзаменационной работы. Непопулярность большинства инженерных специальностей приводит к низким конкурсам в целый ряд вузов: для поступления часто оказывается достаточным преодолеть порог или набрать невысокие баллы. Как показывает практика, многие выпускники смещают акценты на подготовку к выполнению части 1, не приступая к серьезной подготовке к части 2.

Задания с развернутым ответом – это достаточно сложные физические задачи, подразумевающие сформированность умений по применению теоретических знаний. Фундамент для формирования этих умений закладывается в основной школе и постепенно надстраивается в течение всех лет изучения физики. Натаскать в течение ограниченного времени на решение задач такой сложности практически невозможно. Поэтому повышение качества физического образования невозможно без осознания важности и ответственности работы учителя на начальном этапе преподавания предмета в основной школе. 
    
Анализ результатов выполнения групп заданий по различным разделам курса физики показывает, что в большинстве случаев при планировании учебной нагрузки на изучение тех или иных разделов существует некоторый «перекос» в сторону вопросов механики. Если сравнивать результаты выполнения заданий, проверяющих одинаковые виды деятельности и одинаковых по экспертной сложности, но сконструированных на содержании разных разделов, то оказывается, что в целом задания по механике выполняются су- щественно лучше, чем по электродинамике и квантовой физике. Это говорит о том, что на изучение механики в целом учащиеся тратят большее количество учебного времени. Возможно, у мотивированных школьников вопросам механики уделяется много времени еще в 9 классе, затем практически весь материал повторяется и изучается на более высоком уровне в начале 10 класса, а затем при повторении материала и подготовке к сдаче экзамена этому разделу также уделяется самое пристальное внимание. В результате такого распределения нагрузки значительно меньше, чем следует, уделяется времени и внимания вопросам изучения электромагнитных волн, волновой оптики и элементов квантовой физики. Поэтому целесообразно при разработке тематического планирования еще раз проанализировать результаты своих выпускников по выполнению заданий, относящихся к разным разделам курса физики, и внести соответствующие коррективы как в планы изучения нового материала, так и в планы подготовки к экзамену. Еще одним злободневным вопросом остается вопрос математической подготовки школьников, выбирающих экзамен по физике. Здесь хочется отметить, что результаты выполнения экзамена не фиксируют существенных проблем в математической подготовке обучающихся с хорошей и отличной подготовкой. Они, как правило, успешно справляются с математическим этапом решения задач. А вот для обучающихся с низким уровнем подготовки (группы 1 и 2) владение необходимым для физики математическим аппаратом становится значительным дифференцирующим фактором. Так подчас они не могут выполнить задание не потому, что не знают необходимых закона или формулы, а потому что не могут справиться с математическими операциями. Для этих обучающихся целесообразно изыскать возможность для коррекционной работы совместно с учителями математики. Кроме решения уравнений, здесь особое внимание следует обратить на сложение векторов и вычисления, связанные с прямоугольным треугольником, поскольку это тот необходимый минимум, без которого невозможно успешное выполнение заданий базового уровня.

 

Основные УМК по предмету, которые использовались в ОО в 2015-2016 учебном году

Название УМК

Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК

УМК

Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11класс. - М.: Просвещение, 2012

100

Н.А.Парфентьева Сборник задач по физике 10-11класс (Базовый и профильный уровни). М. М. Просвещение, 2012

100

А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике».М., Дрофа, 2012

98

Другие пособия

В.А. Заботин, ВН Комиссаров Контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 классов. М.Просвещение 2012г

78

 

 

Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне

Дата

Мероприятие

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам)

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам)

10.2015-12.2015

Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции

 

     ВЫВОДЫ

Подводя итоги, следует отметить, что у выпускников КБР в 2016 г. по физике в целом можно считать достаточными умения описывать и объяснять явления на базовом уровне по кинематике, динамике, статике, молекулярной физике, законам постоянного тока, инвариантности скорости света в вакууме, планетарной модели атома, ядерным реакциям, закону радиоактивного распада.

Нельзя считать достаточными у школьников КБР в текущем учебном году по физике в умении описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний по механике, квантовой физике, где необходимо отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента, а также при решении расчетных задач и задач с развернутым ответом, что свидетельствует о больших затруднениях в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

     Рекомендации 

Необходимо проводить проблемные семинары для учителей по решению задач второй части, а также объявить конкурс на лучшее методическое пособие по подготовке к ЕГЭ, так существующие учебники и задачники не решат  проблему  подготовки к решению задач части 2.
Усилить качество и практическую направленность преподавания физики в основной школе; обеспечить школы необходимым оборудованием для проведения экспериментов и лабораторных работ в целях приобретения обучающимися навыков практического использования физических знаний. 

      Составители отчета

Анализ результатов ЕГЭ по физике проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.

Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по физике

Лихицкая Инна Владимировна, МКОУ «СОШ №6», заместитель директора по УВР, учитель физики

Председатель предметной комиссии по физике

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4110948
Сегодня
Вчера
Этот месяц
713
4771
38125

Счетчик joomla