ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

1.1 Количество участников ЕГЭ по математике (за последние 3 года)

Учебный предмет

2014 год

2015 год

2016 год

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

 Математика(профильный уровень)

5927

98,4

3164

55,05

2461

52,4

 

1.2 Процент юношей и девушек.

Юноши

Девочки

Кол-во

%

Кол-во

%

1381

56,1

1080

43,7

 

 

1.3 Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Всего участников ЕГЭ по математике (профильный уровень)

2462

Из них:

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

 

2326

 выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

3

 выпускников прошлых лет

132

 

1.4 Количество участников по типам ОО

Всего участников ЕГЭ по математике (профильный уровень)

2462

Из них:

 выпускники лицеев и гимназий

 

530

 выпускники СОШ

1931

 

1.5  Количество участников ЕГЭ по математике по АТЕ региона

АТЕ

Количество участников ЕГЭ

Количество участников ЕГЭ по математике профильн.

% от общего числа участников в регионе

 г.о. Нальчик

1297

693

53,43

 г.о. Прохладный

280

202

72,14

 г.о. Баксан

302

170

56,29

 Баксанский район

451

277

61,20

 Зольский район

225

73

32,44

 Лескенский район

151

86

99,34

 Майский район

161

93

57,76

 Прохладненский район

138

95

68,84

 Терский район

212

92

43,4

 Урванский район

336

162

48,21

 Чегемский район

296

118

39,86

 Черекский район

223

154

99,55

 Эльбрусский район

165

112

67,88

 ВПЛ

461

135

29,28

Итого по КБР

4698

2461

52,4

 ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по математике
Анализируя количественный состав участников ЕГЭ по математике в течение последних трех лет, следует отметить, что сравнение за три года является недостаточно корректным, так как в 2015 году экзамен по математике разделен на базовый и профильный. По сравнению с прошлым годом число уменьшилось количество выпускников, выбравших профильный уровень, что связано с предпочтением  выпускниками гуманитарных направлений продолжения образования. Учитывая, что профильная математика необходима для поступления на инженерные специальности юношей на 12,4 % больше, чем девушек. Основную часть участников ЕГЭ составили выпускники текущего года, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования; 5,5% - выпускники прошлых лет и обучающиеся, освоившие программы среднего профессионального образования. Выпускники лицеев и гимназий республики в общем количестве участников составили 21,5%. В разрезе административно-территориальных единиц наибольшее количество составили участники г. о. Нальчик.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО МАТЕМАТИКЕ
Задания КИМ  ЕГЭ профильного уровня созданы на основе экзаменационной модели ЕГЭ 2015 года и проверяют умения выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами, строить и исследовать математические модели. Выполнение заданий КИМ позволяет установить уровень освоения участником ЕГЭ основных общеобразовательных программ. В часть 1 работы  (задания1–8)  включены задания по всем основным разделам предметных требований ФГОС: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика. Задания части 2   (задания9–19)   работы предназначены для проверки знаний на том уровне требований, которые традиционно предъявляются  вузами с профильным экзаменом по математике. Задания 13–19 с развёрнутым ответом, в числе которых пять заданий повышенного и два задания высокого уровней сложности, предназначены для более точной дифференциации абитуриентов вузов.

В 2016 году в структуре заданий КИМ ЕГЭ по математике (профильный уровень) с развёрнутым ответом и критериях оценивания их выполнения произошли совсем небольшие изменения. В основном они коснулись нумерации задач.

 

Нумерация заданий

Общ. балл

 2015 (7 заданий)

№15

№16

№17

№18

№19

№20

№21

 Максим. балл

2

2

2

3

3

4

4

20

 2016 (7 заданий)

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

 Максим. балл

2

2

2

3

3

4

4

20

 

     Тематическая принадлежность заданий осталась в основном неизменной. А именно, в 2016 году, задание №13 – уравнение, №14 – стереометрия, №15 – неравенство, №16 – планиметрия, №17 – текстовая задача экономического содержания, №18 – задание с параметром, №19 – дискретная математика.
     Общие позиции и характер оценивания выполнения заданий в целом повторяют прошлогодние. Небольшие видоизменения и корректировки формулировок в содержании критериев оценивания для конкретного задания могут иметь место в тех случаях, когда необходимость подобного рода уточнений диктуется содержанием и структурой самого задания.
     Сохранена система оценивания заданий с развёрнутым ответом (задания 13–19) , которая   основывается на следующих принципах:

  1. Возможны различные способы  записи развёрнутого решения. Главное требование – решение должно быть математически грамотным,  а метод решения и форма записи  могут быть произвольными. Полнота и обоснованность рассуждений оцениваются независимо от выбранного метода решения.
  2. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

 

3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по математике по тестовым баллам в 2016 г.

 

3.2 Динамика результатов ЕГЭ по математике за последние 3 года

Математика профильная

КБР

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 Не преодолели минимального балла

367

556

329

 Средний балл

27,1

40,57

44,1

 Получили от 81 до 100 баллов

0

1

21

 Получили 100 баллов

0

0

0

  

3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

 

А) с учетом категории участников ЕГЭ

Математика (профильный уровень)

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

10,3(253)

0,04(1)

3,01(74)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

63,2(1554)

0,04(1)

2(52)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

20,4(501)

0

0,16(4)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

0,73(18)

0,04(1)

0,08(2)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

0

 

Основные результаты ЕГЭ по математике в сравнении по АТЕ

Примечание. Сравнение результатов по АТЕ проводится при условии количества участников в АТЕ достаточном для получения статистически достоверных результатов для сравнения.

 

Б) с учетом типа ОО

Математика (профильный уровень)

СОШ

Лицеи, гимназии

   

 Доля участников, набравших балл ниже минимального

8,6(210)

1,7(43)

0,04(1)

3(74)

 Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

50,1(1231)

13,1(323)

0,04(1)

2(52)

 Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов   

14,1(345)

6,3(156)

0

0,16(4)

 Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов   

0,41(10)

0,33(8)

0,04(1)

0,08(2)

 Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

0

0

 

В) Основные результаты ЕГЭ по математике в сравнении по АТЕ

Наименование АТЕ

Доля участников, набравших балл ниже минимального

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Количество выпускников, получивших 100 баллов

 г.о. Нальчик

7,6

65,6

24,6

2,2

0

 г.о. Прохладный

10,9

71,8

16,3

1,0

0

 г.о. Баксан

12,4

70,0

17,6

0,0

0

 Баксанский район

14,1

70,4

15,5

0,0

0

 Зольский район

15,1

78,1

6,8

0,0

0

 Лескенский район

25,6

65,1

9,3

0,0

0

 Майский район

16,1

60,2

23,7

0,0

0

 Прохладненский район

12,6

60,0

27,4

0,0

0

 Терский район

3,3

67,4

29,3

0,0

0

 Урванский район

12,3

63,8

23,3

0,6

0

 Чегемский район

9,3

72,9

17,8

0,0

0

 Черекский район

10,3

63,2

26,5

0,0

0

 Эльбрусский район

8,0

59,8

32,1

0,0

0

 

 

3.4 Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по математике

Название ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников,

не достигших минимального балла

 ГКОУ Лицей для одарённых

16,6

16,6

0

 МКОУ СОШ № 23 г.о. Нальчик

11,5

26,9

3,8

 МБОУ СОШ № 5 г.о. Прохладный

10

30

0

 МКОУ СОШ № 28 г.о. Нальчик

7,1

28,5

7,1

 МКОУ СОШ № 6 г.о. Нальчик

5,8

23,5

11,7

 МБОУ СОШ № 4 г.о. Прохладный

5,8

5,8

0

 МКОУ СОШ № 17 г.о. Нальчик

5,8

23,5

17,6

 МКОУ СОШ № 27 г.о. Нальчик

5,5

22,2

0

 МКОУ Лицей № 2  г. о. Нальчик

2,9

30,6

3,9

 МКОУ Гимназия № 29 г.о. Нальчик

2,9

26,4

2,9

 МОУ Лицей № 1 г.п. Нарткала

2,7

37,8

8,1

 МКОУ Гимназия № 14 г.о. Нальчик

2,3

32,5

11,6

 МКОУ СОШ № 9 г.о. Нальчик

2

34,6

4

 МКОУ СОШ № 32 г.о. Нальчик

1,9

34,6

3,8

 

3.5 Перечень ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по математике

Название ОО

Доля участников,

не достигших минимального балла

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

 МОУ СОШ № 2  г. Тырныауз

100

0

0

 МКОУ СОШ № 4 с. Алтуд

66,6

0

0

 МОУ СОШ № 8 ст. Котляревской

55,5

0

0

 МКОУ СОШ № 1 с.п. Урух

50

0

0

 МКОУ СОШ  с.Псыншоко

50

0

0

 МКОУ СОШ с.п. Залукодес

50

0

0

 МОУ СОШ № 1 с.п. Куба

50

8,3

0

 МКОУ СОШ № 1 с.п. Анзорей

44,4

22,2

0

 МКОУ СОШ № 26 г.о. Нальчик

42,8

0

0

 МКОУ СОШ № 2 с.п. Аргудан

41,6

0

0

 МКОУ СОШ с.п. Старый Урух

41,6

8,3

0

 МОУ СОШ № 6 с. Октябрьское

40

0

0

 МОУ СОШ с.п. Герменчик

40

0

0

 МОУ СОШ №6  г. Тырныауз

37,5

0

0

 

ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по математике
Количество участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный балл, в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилось; средний балл по предмету повысился. Более высокая подготовка продемонстрирована выпускниками лицеев и гимназий: баллы от 81 до 99 набрали 1,5% выпускников (СОШ – 0,7%). Сравнение результатов по АТЕ свидетельствует, что высокие баллы набрали выпускники г. о. Нальчик, г. о. Прохладный, Урванского района. Меньше всего выпускников, не преодолевших минимальный порог, в Терском районе.

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Коды элементов содержания

по кодификатору элементов содержания

 

Коды проверяемых умений

 Уровень сложности задания

 

Средний процент

выполнения по региону

1

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 1.1.1   1.1.3   2.1.12

 6.1

Базовый

91,11

2

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  3.1   3.2   3.3   6.2.1

 3.1   6.2

Базовый

87,83

3

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

 1.1   1.2   1.4   5.1.1   5.5.1

1.2   1.3   4.1

Базовый

77,37

4

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели

6.3

 5.4

Базовый

66,55

5

Уметь решать уравнения и неравенства

 2.1

  2.1

Базовый

74,39

6

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

 4.1   5.2

 5.1.1   5.1.2   5.1.3   5.1.4   5.5.5

Базовый

39,09

7

Уметь выполнять действия с функциями

4.1   4.2

 3.1   3.2   3.3

Базовый

59

8

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

 5.3   5.5

 4.2

Базовый

59,04

9

Уметь выполнять вычисления и преобразования

1.1   1.2   1.3   1.4

 1.1   1.2   1.3

Повышенный

32,73

10

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 2.1   2.2

 6.2   6.3

Повышенный

25,78

11

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели

2.1   2.2

 5.1

Повышенный

43,1

12

Уметь выполнять действия с функциями

 4.1   4.2

 3.2   3.3

Повышенный

37,78

13

Уметь решать уравнения и неравенства

2.1, 2.2

2.1–2.3

Повышенный

20,56

14

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

4.2, 4.3

5.2–5.6 

Повышенный

2,17

15

Уметь решать уравнения и неравенства

2.1,2.2

2.3

Повышенный

9,45

16

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

5.1

4.1

Повышенный

0,3

17

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1.1.1, 1.1.3, 2.1.12

6.1

Повышенный

1,12

18

Уметь решать уравнения и неравенства 

2.1, 2.2, 3.2, 3.3

2.1–2.3

Высокий

0,55

19

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели

1.1–1.4 

5.1, 5.3 

Высокий

2

 

Основные УМК по математике, которые использовались в ОО в 2015-2016 уч.г.

Название УМК

Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК

Алгебра и начала математического анализа, 11 класс (С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин) 2009

7%

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.

14%

Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.

12%

Колмолгоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П.и др., Алгебра и начала математического  анализа. Просвещение, 2010-2013гг.

63%

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., Геометрия, Просвещение, 2010-2013гг.

58%

Погорелов А.В., 2004 Геометрия

16%

Мордкович А.Г. Алгебра и начала  математического анализа (базовый уровень), Мнемозина, 2009 г. 

25%

ПОСОБИЯ

А.Н. Колмогоров, алгебра и начала анализа, 2012 г.(пособие)

10%

 

Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне

Дата

Мероприятие

1

09.2015

Диагностическое исследование уровня профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций республики

2

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам)

3

09.2015-04.2016

Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам)

4

10.2015-12.2015

Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции

5

10.2015

Практический семинар для учителей русского языка, математики и обществознания по методике работы с пособиями «Я сдам ЕГЭ

 

     ВЫВОДЫ

Результаты ЕГЭ  по профильной математике свидетельствуют, что задания повышенного уровня вызвали определенные затруднения у выпускников. На низком уровне находятся умения школьников практического применения математических знаний. Задания высокого уровня сложности выполнены незначительной частью выпускников, а именно: с заданием №18 справились 0,55% участников, с заданием №19 – 2,2%.

     Рекомендации

В курсе математики следует больше внимания уделять овладению математическими законами, их практическому применению, используя для формирования компетенций в области математики различные формы организации занятий на основе современных технологий и методик обучения, учебников и пособий.

     Составители отчета (методического анализа по предмету):

Анализ результатов ЕГЭ по математике проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.

Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету

Асланова Елена Михайловна, кандидат физико- математических наук, доцент кафедры математического анализа и теории функций  ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Председатель предметной комиссии по математике

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4120627
Сегодня
Вчера
Этот месяц
1819
1959
47804

Счетчик joomla