Часть 2.12.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по литературе
1 Характеристика участников ЕГЭ
Количество участников
Таблица 209
Предмет | 2013 | 2014 | 2015 | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
Литература | 286 | 4 | 213 | 3,58 | 233 | 4,05 |
Юношей и девушек
Таблица 210
Пол | Участников всего | Участников | Средний балл |
Юноши | 2900 | 41 | 36,61 |
Девушки | 2955 | 192 | 51,06 |
Итого по КБР | 5855 | 233 | 48,52 |
Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям
Таблица 211
Всего участников ЕГЭ по предмету | Литература |
Из них: | 233 |
Выпускников текущего года | 209 |
Выпускников СПО | 3 |
Выпускников прошлых лет | 24 |
Количество участников по типам ОО
Таблица 212
Всего участников ЕГЭ по предмету | Литература |
Из них: | 233 |
Выпускники лицеев и гимназий | 39 |
Выпускники СОШ | 148 |
Количество участников ЕГЭ по предмету по административным образованиям региона
Таблица 213
Админи.-террит. единицы | Количество участников по предмету | в % к общему числу выпускников |
Нальчик | 112 | 1,9 |
Баксан | 7 | 0,1 |
Прохладный | 17 | 0,3 |
Баксанский район | 8 | 0,1 |
Зольский район | 5 | 0,08 |
Лескенский район | 5 | 0,08 |
Майский район | 7 | 0,1 |
Прохладненский район | 10 | 0,2 |
Терский район | 6 | 0,1 |
Урванский район | 21 | 0,4 |
Чегемский район | 17 | 0,3 |
Черекский район | 10 | 0,2 |
Эльбрусский район | 8 | 0,1 |
2 Краткая характеристика КИМ по литературе
ЕГЭ по литературе ориентирован:
на выявление умений воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое;
сопоставлять различные произведения, опираясь на знание историко-литературного контекста, а также создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему.
Контрольные измерительные материалы по литературе позволяют проверить понимание выпускниками содержания изученных художественных произведений, сформированность у них общего представления об историко-литературном процессе, владение теоретико-литературными понятиями и умение их использовать при анализе текста.
При разработке КИМ учитывается компетентностный подход к выявлению уровня общеобразовательной подготовки экзаменуемых по литературе: в основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие и коммуникативно-речевые навыки как ключевые компетенции, формирующие квалифицированного читателя.
Экзаменационная модель по литературе 2015 года не претерпела принципиальных изменений.
Изменена структура варианта КИМ в целях унификации структуры КИМ по всем учебным предметам: каждый вариант состоит из двух частей (части 1 и 2 КИМ 2014 г. объединены в одну часть). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений В, С.
В экзаменационной работе 2015 г. выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы
к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений: 8 (С1), 9 (С2).
Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению:
5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений: 15(С3), 16(С4).
Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.
Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
В 2015 году в систему оценивания заданий с развернутым ответом изменения не вносились.
Задания с развернутым ответом позволяют выявить уровень овладения содержанием соответствующих курсов и степень сформированности не только предметных, но и сложных метапредметных интеллектуально–коммуникативных умений. В связи с этим при всех изменениях в структуре и содержании экзамена неизменной оставалась главная установка на выявление уровня сформированности у экзаменуемого умения писать сочинение на литературную тему, проверка которого осуществлялась экспертами по специально разработанным в ФИПИ критериям.
В экзаменационной работе представлены три группы заданий с развернутым ответом: 8 (С1) и 15(С3); 3(С2) и 16(С4); 17.1–17.3 (С5.1–С.5.3). К каждой группе заданий разработаны специальные критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые представлены в общем виде и не обеспечены эталонами ответов (в соответствии со спецификой учебного предмета).
Количество вариантов КИМ с кратким заданием – 11, с развернутым заданием – 11.
Все варианты соответствуют требованиям к уровню подготовки для проведения единого государственного экзамена по литературе.
Необходимости в совершенствовании КИМ ЕГЭ по литературе нет
3.Основные результаты ЕГЭ по литературе
3.1. В текущем году
Средний балл ЕГЭ по литературе в регионе - 49
Основные результаты:
Таблица 214
Литература | Количество | В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 31 | 13,3 |
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов | 9 | 3,9 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
Результаты по категориям участников ЕГЭ
Таблица 215
Литература | Выпускники организаций среднего общего образования | Выпускники СПО | Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 11,4 | 33,3 | 28,5 |
Средний балл | 50,1 | 37 | 34,1 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 4,3 | 0 | 0 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
Результаты по кластерам ОО:
Таблица 216
Литература | СОШ | Гимназии, лицеи |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 12,7 | 3,6 |
Средний балл | 49,3 | 55 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 2,8 | 14,3 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
3.2.Динамика результатов ЕГЭ по литературе за последние 3 года
Таблица 217
Литература |
КБР | ||
ЕГЭ-2013 | ЕГЭ-2014 | ЕГЭ-2015 | |
Не преодолели минимальной границы | 2 | 70 | 31 |
Средний балл | 57,7 | 26,1 | 48,52 |
Набрали от 81 до 100 баллов | 6 | 2 | 9 |
Получили 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единицам
Таблица 218
Литература | По не преодолевшим минимальную границу | По среднему баллу | По высокобальникам(от81-100 баллов) |
Нальчик | 12,5 | 48,48 | 4,5 |
Прохладный | 0 | 63,59 | 17,6 |
Баксан | 14,29 | 47,43 | 0 |
Баксанский район | 12,5 | 40,5 | 0 |
Зольский район | 20 | 44,6 | 0 |
Лескенский район | 60 | 28 | 0 |
Майский район | 0 | 62,29 | 14,3 |
Прохладненский район | 0 | 55,5 | 0 |
Терский район | 0 | 50,67 | 0 |
Урванский район | 28,57 | 43,14 | 0 |
Чегемский район | 11,76 | 47,12 | 0 |
Черекский район | 10 | 43,7 | 0 |
Эльбрусский район | 25 | 41,88 | 0 |
4. Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.
Задания с кратким ответом
Диаграмма 20
Задания с развернутым ответом
Диаграмма 21
Таблица 219
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности задания |
Средний процент выполнения по региону |
||
1 |
Образная природа словесного искусства; Содержание произведений; Основные теоретико-основные понятия; Жанровая специфика произведений Выявление авторской позиции; |
Блок 1 - 2.1,3.1,4.2,4.3,4.5,4.6,4.7,4.9,4.10-14, 5.1,5.2,5.5, 5.7-12, 6.1, 6.2, 7.1-5, 7.13,7.14,7.15А,7.15Б,7.17,7.19-22,8.1,8.3 | 1.1,1.2,1.5,1.6,2.5,2.6 | Б | 74,64 | ||
2 | Б | 67.94 | |||||
3 | Б | 78.47 | |||||
4 | Б | 42.11 | |||||
5 | Б | 79.43 | |||||
6 | Б | 81.34 | |||||
7 | Б | 73,68 | |||||
8 | 1.1,1.2,2.1,2.2,2.8,2.9,3.1 | П | 84,69 | ||||
9 | 1.1,1.2,1.4,1.5,2.1,2.2,2.4,2.7,2.8,2.9,3.1 | П | 8,61 | ||||
10 |
Образная природа словесного искусства; Содержание произведений; Основные теоретико-основные понятия; Жанровая специфика произведений Выявление авторской позиции; Основные закономерности историко-литературного процесса; Создание связного текста |
Блок 2 – 3.2,4.1,4.4,4.8,5.3,5.4,5.6,7.4,7.6-12,7.16,7.18,8.2 | 1.1,1.2,1.4,1.5,2.1,2.2,2.4,2.7,2.8,2.9,3.1 | Б | 68,9 | ||
11 | Б | 78,47 | |||||
12 | Б | 74,64 | |||||
13 | Б | 48,8 | |||||
14 | Б | 48,8 | |||||
15 | П | 87,56 | |||||
16 | П | 9,09 | |||||
17 | 17.1 | Анализ и интерпретация произведения; Создание связного текста; Выявление авторской позиции, формулирование своего отношения к произведению. | По одному из произведений древнерусской литературы, или литературы XVIII в., или литературы первой половины XIXв. | 1.1-1.6, 2.1-2.10, 3.1,3.2 | В | 63,15 | |
17.2 | По одному из произведений литературы второй половины XIXв. | ||||||
17.3 | По одному из произведений литературы конца XIX-XXвв. | ||||||
Выводы:
КакпоказываютрезультатыанализаЕГЭполитературе,обучение связномувысказываниюналитературныетемы(письменныеответына вопросы,сочинение)остаетсяважнейшейпроблемойлитературногообразования. Низкие результаты выполнения заданий этого типа связаны с резким сокращением учебного времени, отводимого на развитие и совершенствование речи учащихся, что неоднократно обсуждалось в педагогической печати, а также с недостатками в методике преподавания предмета.
Типичными можно считать следующие ошибки, допускаемые при выполнении экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ:
недостаточное знание (в ряде случаев незнание) текста художественных произведений;
невладение историко-литературным и культурно-историческим контекстом;
неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;
неадекватное прочтение формулировок заданий;
неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;
изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема.
5.Работа региональной предметной комиссии.
Руководитель ПК: Малахова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы
Характеристика региональной предметной комиссии по литературе
Таблица 220
Эксперты предметной комиссии | Количество |
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. | 16 |
из них: - учителей образовательных организаций - преподавателей учреждений высшего профессионального образования - преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования |
16 - |
Из них: - имеющих учёное звание кандидата наук - имеющих учёное звание доктора наук - имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» |
- - - |
Из них - имеющих статус ведущего эксперта - имеющих статус старшего эксперта - имеющих статус основного эксперта |
4 6 6 |
Организация обучения экспертов и работы ПК
Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях. Мероприятия на федеральном уровне организуется ФГБНУ «ФИПИ». Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с привлечением председателей предметных комиссий и экспертов ПК со статусом «ведущий».
Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, разработанных ФГБНУ «ФИПИ» и предусматривает обучение экспертов по программе учебного модуля «Подготовка экспертов ЕГЭ» в объеме 18 часов.
Сведения о согласованности проверки работ экспертами региональной предметной комиссии: количество учащихся ЕГЭ – 221ч.; количество подавших апелляций – 15ч.;количество удовлетворенных апелляций – 3.
6.Рекомендации:
в школе необходимо систематическое обучение написанию сочинений, но курс литературы перегружен произведениями, которые из-за недостатка времени невозможно прочитать, изучить, написать по ним сочинения; не остается времени на формирование умений связной речи;
пониманию художественного произведения мешают слабо развитые читательские умения, что и отражается в сочинениях части С ЕГЭ по литературе. Восприятие произведения нередко происходит на бытовом уровне, а непонимание его образной и родовой и жанровой природы, условности отражения действительности в художественной литературе ведет к переводу художественных обобщений в факты житейского плана, к упрощенному пониманию вершинных произведений русской и мировой классики и, как следствие, к негативному отношению к ним;
недостаточное внимание к обучению школьников письменной речи приводит к тому, что на уроках уделяется внимание только восприятию, анализу произведения и исключается его интерпретация – самая сложная ступень герменевтической триады. А ведь именно интерпретация способствует формированию устной и письменной речи и является показателем уровня восприятия и понимания произведения;
на уроках литературы важно развивать умения сопоставлять литературные произведения, явления и факты, опираясь на историко-культурный контекст, осмысливать их место и роль в литературном процессе;
умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему (умение продумывать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и примерами, соблюдать речевые нормы и др.);
организовать на базе ИПК и ПРО КБГУ постоянно действующий семинар для учителей русского языка и литературы;
обсудить результаты ЕГЭ по литературе и выявленные в ходе их анализа проблемы во всех школах КБР.
7.Составитель отчета о результатах методического анализа:
Таблица 221
Председатель предметной комиссии | Малахова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №9» г.о. Нальчика. |