18-Литература

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.12.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по литературе

1       Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников

Таблица 209

Предмет 2013 2014 2015
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
Литература 286 4 213 3,58 233 4,05

   Юношей и девушек

Таблица 210

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 41 36,61
Девушки 2955 192 51,06
Итого по КБР 5855 233 48,52

   Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Таблица 211

Всего участников ЕГЭ по предмету Литература
Из них: 233
Выпускников текущего года 209
Выпускников СПО 3
Выпускников прошлых лет 24

   Количество участников по типам ОО

Таблица 212

Всего участников ЕГЭ по предмету Литература
Из них: 233
Выпускники лицеев и гимназий 39
Выпускники СОШ 148

   Количество участников ЕГЭ по предмету по административным образованиям региона

Таблица 213

Админи.-террит. единицы Количество участников по предмету в % к общему числу выпускников
Нальчик 112 1,9
Баксан 7 0,1
Прохладный 17 0,3
Баксанский район 8 0,1
Зольский район 5 0,08
Лескенский район 5 0,08
Майский район 7 0,1
Прохладненский район 10 0,2
Терский район 6 0,1
Урванский район 21 0,4
Чегемский район 17 0,3
Черекский район 10 0,2
Эльбрусский район 8 0,1

2 Краткая характеристика КИМ по литературе

         ЕГЭ по литературе ориентирован:

на выявление умений воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое;

сопоставлять различные произведения, опираясь на знание историко-литературного контекста, а также создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему.

    Контрольные измерительные материалы по литературе позволяют проверить понимание выпускниками содержания изученных художественных произведений, сформированность у них общего представления об историко-литературном процессе, владение теоретико-литературными понятиями и умение их использовать при анализе текста.

    При разработке КИМ учитывается компетентностный подход к выявлению уровня общеобразовательной подготовки экзаменуемых по литературе: в основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие и коммуникативно-речевые навыки как ключевые компетенции, формирующие квалифицированного читателя.

         Экзаменационная модель по литературе 2015 года не претерпела принципиальных изменений.

        Изменена структура варианта КИМ в целях унификации структуры КИМ по всем учебным предметам: каждый вариант состоит из двух частей (части 1 и 2 КИМ 2014 г. объединены в одну часть). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений В, С.

         В экзаменационной работе 2015 г. выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

         В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы

к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

         Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

         Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений: 8 (С1), 9 (С2).

         Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению:

5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений: 15(С3), 16(С4).

     Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

         Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

         В 2015 году в систему оценивания заданий с развернутым ответом изменения не вносились.

         Задания с развернутым ответом позволяют выявить уровень овладения содержанием соответствующих курсов и степень сформированности не только предметных, но и сложных метапредметных интеллектуально–коммуникативных умений. В связи с этим при всех изменениях в структуре и содержании экзамена неизменной оставалась главная установка на выявление уровня сформированности у экзаменуемого умения писать сочинение на литературную тему, проверка которого осуществлялась экспертами по специально разработанным в ФИПИ критериям.

В экзаменационной работе представлены три группы заданий с развернутым ответом: 8 (С1) и 15(С3); 3(С2) и 16(С4); 17.1–17.3 (С5.1–С.5.3). К каждой группе заданий разработаны специальные критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые представлены в общем виде и не обеспечены эталонами ответов (в соответствии со спецификой учебного предмета).

   Количество вариантов КИМ с кратким заданием – 11, с развернутым заданием – 11.

   Все варианты соответствуют требованиям к уровню подготовки для проведения единого государственного экзамена по литературе.

   Необходимости в совершенствовании КИМ ЕГЭ по литературе нет   

3.Основные результаты ЕГЭ по литературе

3.1. В текущем году

   Средний балл ЕГЭ по литературе в регионе - 49

   Основные результаты:

Таблица 214

Литература Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 31 13,3
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 9 3,9
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

   Результаты по категориям участников ЕГЭ

Таблица 215

Литература Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 11,4 33,3 28,5
Средний балл 50,1 37 34,1
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 4,3 0 0
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0 0

   Результаты по кластерам ОО:

Таблица 216

Литература СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 12,7 3,6
Средний балл 49,3 55
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 2,8 14,3
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0


3.2.Динамика результатов ЕГЭ по литературе за последние 3 года

Таблица 217

Литература

КБР
ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 2 70 31
Средний балл 57,7 26,1 48,52
Набрали от 81 до 100 баллов 6 2 9
Получили 100 баллов 0 0 0

3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единицам

Таблица 218

Литература По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобальникам(от81-100 баллов)
Нальчик 12,5 48,48 4,5
Прохладный 0 63,59 17,6
Баксан 14,29 47,43 0
Баксанский район 12,5 40,5 0
Зольский район 20 44,6 0
Лескенский район 60 28 0
Майский район 0 62,29 14,3
Прохладненский район 0 55,5 0
Терский район 0 50,67 0
Урванский район 28,57 43,14 0
Чегемский район 11,76 47,12 0
Черекский район 10 43,7 0
Эльбрусский район 25 41,88 0


4. Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Задания с кратким ответом

Диаграмма 20

Литерат диагр 20

Задания с развернутым ответом

Диаграмма 21

Литерат диагр 21

 

Таблица 219

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

по кодификатору элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения по региону

1

Образная природа словесного искусства; Содержание произведений; Основные теоретико-основные понятия; Жанровая специфика произведений

Выявление авторской позиции;

Блок 1 - 2.1,3.1,4.2,4.3,4.5,4.6,4.7,4.9,4.10-14, 5.1,5.2,5.5, 5.7-12, 6.1, 6.2, 7.1-5, 7.13,7.14,7.15А,7.15Б,7.17,7.19-22,8.1,8.3 1.1,1.2,1.5,1.6,2.5,2.6 Б 74,64
2 Б 67.94
3 Б 78.47
4 Б 42.11
5 Б 79.43
6 Б 81.34
7 Б 73,68
8 1.1,1.2,2.1,2.2,2.8,2.9,3.1 П 84,69
9 1.1,1.2,1.4,1.5,2.1,2.2,2.4,2.7,2.8,2.9,3.1 П 8,61
10

Образная природа словесного искусства; Содержание произведений; Основные теоретико-основные понятия; Жанровая специфика произведений

Выявление авторской позиции; Основные закономерности историко-литературного процесса; Создание связного текста

Блок 2 – 3.2,4.1,4.4,4.8,5.3,5.4,5.6,7.4,7.6-12,7.16,7.18,8.2 1.1,1.2,1.4,1.5,2.1,2.2,2.4,2.7,2.8,2.9,3.1 Б 68,9
11 Б 78,47
12 Б 74,64
13 Б 48,8
14 Б 48,8
15 П 87,56
16 П 9,09
17 17.1 Анализ и интерпретация произведения; Создание связного текста; Выявление авторской позиции, формулирование своего отношения к произведению. По одному из произведений древнерусской литературы, или литературы XVIII в., или литературы первой половины XIXв. 1.1-1.6, 2.1-2.10, 3.1,3.2 В 63,15
17.2 По одному из произведений литературы второй половины XIXв.
17.3 По одному из произведений литературы конца XIX-XXвв.

Выводы:

                КакпоказываютрезультатыанализаЕГЭполитературе,обучение связномувысказываниюналитературныетемы(письменныеответына вопросы,сочинение)остаетсяважнейшейпроблемойлитературногообразования. Низкие результаты выполнения заданий этого типа связаны с резким сокращением учебного времени, отводимого на развитие и совершенствование речи учащихся, что неоднократно обсуждалось в педагогической печати, а также с недостатками в методике преподавания предмета.

         Типичными можно считать следующие ошибки, допускаемые при выполнении экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ:

недостаточное знание (в ряде случаев незнание) текста художественных произведений;

невладение историко-литературным и культурно-историческим контекстом;

неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;

неадекватное прочтение формулировок заданий;

неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;

изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема.


5.Работа региональной предметной комиссии.

   Руководитель ПК: Малахова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы

   Характеристика региональной предметной комиссии по литературе

Таблица 220

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. 16

из них:

-                    учителей образовательных организаций

-                    преподавателей учреждений высшего профессионального образования

-                    преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

16

-

Из них:

-                    имеющих учёное звание кандидата наук

-                    имеющих учёное звание доктора наук

-                    имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

-

-

-

Из них

-                    имеющих статус ведущего эксперта

-                    имеющих статус старшего эксперта

-                    имеющих статус основного эксперта

4

6

6

   Организация обучения экспертов и работы ПК

                Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях. Мероприятия на федеральном уровне организуется ФГБНУ «ФИПИ». Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с привлечением председателей предметных комиссий и экспертов ПК со статусом «ведущий».

         Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, разработанных ФГБНУ «ФИПИ» и предусматривает обучение экспертов по программе учебного модуля «Подготовка экспертов ЕГЭ» в объеме 18 часов.

   Сведения о согласованности проверки работ экспертами региональной предметной комиссии: количество учащихся ЕГЭ – 221ч.; количество подавших апелляций – 15ч.;количество удовлетворенных апелляций – 3.

6.Рекомендации:

   в школе необходимо систематическое обучение написанию сочинений, но курс литературы перегружен произведениями, которые из-за недостатка времени невозможно прочитать, изучить, написать по ним сочинения; не остается времени на формирование умений связной речи;

   пониманию художественного произведения мешают слабо развитые читательские умения, что и отражается в сочинениях части С ЕГЭ по литературе. Восприятие произведения нередко происходит на бытовом уровне, а непонимание его образной и родовой и жанровой природы, условности отражения действительности в художественной литературе ведет к переводу художественных обобщений в факты житейского плана, к упрощенному пониманию вершинных произведений русской и мировой классики и, как следствие, к негативному отношению к ним;

   недостаточное внимание к обучению школьников письменной речи приводит к тому, что на уроках уделяется внимание только восприятию, анализу произведения и исключается его интерпретация – самая сложная ступень герменевтической триады. А ведь именно интерпретация способствует формированию устной и письменной речи и является показателем уровня восприятия и понимания произведения;

   на уроках литературы важно развивать умения сопоставлять литературные произведения, явления и факты, опираясь на историко-культурный контекст, осмысливать их место и роль в литературном процессе;

   умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему (умение продумывать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и примерами, соблюдать речевые нормы и др.);

    организовать на базе ИПК и ПРО КБГУ постоянно действующий семинар для учителей русского языка и литературы;

   обсудить результаты ЕГЭ по литературе и выявленные в ходе их анализа проблемы во всех школах КБР.


7.Составитель отчета о результатах методического анализа:

Таблица 221

Председатель предметной комиссии Малахова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №9» г.о. Нальчика.

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4110662
Сегодня
Вчера
Этот месяц
427
4771
37839

Счетчик joomla