Часть 2.11.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ пообществознанию
1.Характеристика участников ЕГЭ
Количество участников ЕГЭ
Таблица 196
Предмет | 2013 |
2014 |
2015 |
|||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
Обществознание | 3782 | 53,5 | 3297 | 55,43 | 3163 | 55,04 |
Юношей и девушек
Таблица 197
Пол | Участников всего | Участников | Средний балл |
Юноши | 2900 | 1585 | 44,42 |
Девушки | 2955 | 1578 | 52,57 |
Итого по КБР | 5855 | 3163 | 48,48 |
Количество участников ЕГЭ по категориям
Таблица 198
Всего участников ЕГЭ по обществознанию | Обществознание |
Из них: | 3163 |
Выпускников текущего года | 3002 |
Выпускников СПО | 7 |
Выпускников прошлых лет | 146 |
Количество участников по типам ОО
Таблица 199
Всего участников ЕГЭ по обществознанию | Обществознание |
Из них: | 3163 |
Выпускники лицеев и гимназий | 428 |
Выпускники СОШ | 2316 |
Количество участников ЕГЭ по обществознанию по административным образованиям региона
Таблица 200
АТЕ | Количество участников по предмету | В % к общему числу выпускников |
Нальчик | 1142 | 0,2 |
Баксан | 239 | 4,1 |
Прохладный | 185 | 3,2 |
Баксанский район | 212 | 3,7 |
Зольский район | 159 | 2,8 |
Лескенский район | 93 | 1,6 |
Майский район | 106 | 1,8 |
Прохладненский район | 127 | 2,2 |
Терский район | 129 | 2,2 |
Урванский район | 259 | 4,5 |
Чегемский район | 207 | 306 |
Черекский район | 150 | 2,6 |
Эльбрусский район | 155 | 2,6 |
2.Краткая характеристика КИМ по обществознанию
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 36 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде одной цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов, слова (словосочетания).
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
По обществознанию в 2015 году было представлено 14 вариантов (11 в основной период и 3 на резерв), составленные в соответствии со Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по обществознанию в 2015 году. Вопросы составлены по разделам и с учетом сложности. Все варианты соответствуют требованиям к уровню подготовки для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
3.Основные результаты ЕГЭ по обществознанию
3.1.В текущем году
Средний балл ЕГЭ по обществознанию в регионе - 48
Основные результаты:
Таблица 201
Обществознание | Количество | В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 935 | 29,5 |
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов | 101 | 3,2 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 2 | 0,06 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
Результаты по категориям участников ЕГЭ
Таблица 202
Обществознание | Выпускники организаций среднего общего образования | Выпускники СПО | Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 28,1 | 57,1 | 56,3 |
Средний балл | 49 | 39,4 | 38,1 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 3,3 | 0 | 0,6 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 2 | 0 | 0 |
Результаты по кластерам ОО:
Таблица 203
Обществознание | СОШ | Гимназии, лицеи |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 30,7 | 10,3 |
Средний балл | 47,4 | 59,9 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 2,2 | 11 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 2 | 0 |
3.2.Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 2-3 года
Таблица 204
Обществознания | КБР | ||
ЕГЭ-2013 | ЕГЭ-2014 | ЕГЭ-2015 | |
Не преодолели минимальной границы | 132 | 653 | 935 |
Средний балл | 62,4 | 42,2 | 48,48 |
Набрали от 81 до 100 баллов | 332 | 47 | 101 |
Получили 100 баллов | 0 | 0 | 2 |
3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единицам
Таблица 205
Обществознания | По не преодолевшим минимальную границу | По среднему баллу | По высокобалльникам (от81-100 баллов) |
Нальчик | 16,5 | 47,94 | 13,2 |
Прохладный | 10,34 | 49,31 | 10,3 |
Баксан | 38,91 | 43,92 | 1,3 |
Баксанский район | 42,45 | 42,56 | 3,3 |
Зольский район | 26,42 | 47,61 | 1,2 |
Лескенский район | 39,78 | 44,42 | 1,1 |
Майский район | 27,36 | 48,17 | 1,9 |
Прохладненский район | 27,56 | 51,06 | 3,1 |
Терский район | 21,7 | 48,9 | 0 |
Урванский район | 37,84 | 45,48 | 1,5 |
Чегемский район | 36,71 | 43,83 | 0,5 |
Черекский район | 53,33 | 39,66 | 0,7 |
Эльбрусский район | 27,74 | 48,11 | 1,3 |
4.Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.
Таблица 206
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности задания |
Средний процент выполнения по региону |
28 |
Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников |
1.1 -5.6 |
2,5 | Б | 65.01 |
29 |
Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников |
1.1 -5.6 |
2,5 | Б | 37.75 |
30 |
Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников |
1.1 -5.6 |
2.3-2.5 | В | 19.19 |
31 |
Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников |
1.1 -5.6 |
2.3, 2.5, 2.6, 2.7 | В | 15.23 |
32 |
Различное содержание в разных вариантах (задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте) |
1.1 -5.20 |
2.1 | В | 13.56 |
33 | Различное содержание в разных вариантах (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах |
1.1 -5.20 |
2.4 | В | 11.73 |
34 | Различное содержание в разных вариантах (задание-задача) |
1.1 -5.20 |
2.9 | В | 7.66 |
35 |
Различное содержание в различных вариантах (задание на составление плана доклада по определённой теме) |
1.1 -5.20 |
2.8 | В | 11.5 |
36 | Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор (альтернативное задание, предполагающее написание эссе) |
1.1 -5.20 |
2.1, 2.3, 2.6–2.9 | В |
К1-60.85 К2-13.96 К3-16.53 |
Статистика ответов на вопросы ЕГЭ по обществознанию
Диаграмма 19
Задания с развернутым ответом заданий №28-36
Задания 28–31 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задания 28 и 29 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 28), а также применять её в заданном контексте (задание 29). Задание 30 нацеливает на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 31 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Основные затруднения у экзаменующихся вызывают задания 30 и 31, где, в отличие от заданий 28 и 29, требуется, помимо грамотной работы с текстом, применение контекстных знаний курса обществоведения. Зачастую экзаменующиеся не могут самостоятельно сформулировать и аргументировать суждения, связанные с проблематикой текста.
Задание 32 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Экзаменующиеся испытывают определенные затруднения в атрибутации ключевых обществоведческих понятий и зачастую не могут их применить в верном контексте.
Задание 33 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Данное задание, как и предыдущее, требует умения приводить примеры, опираясь на теоретические положения и понятия, но примеры, приводимые экзаменующимися, как правило, очень примитивны, затрагивают сугубо бытовую повседневность и часто никак не связаны с теоретическими положениями, которые они были призваны проиллюстрировать.
Задание-задача 34 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. В ответах на данный вопрос основная проблема состояла в том, что экзаменующиеся затруднялись в применении теоретических положений к конкретно заданному тексту, путались в понятиях, формулировке самостоятельных суждений, выводов.
Задание 35 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Составление плана по определённой теме предполагает владение комплексом определенных знаний и умений: знание круга основных понятий и теоретических положений; умение определить основные аспекты темы; умение вычленить из всего объёма теоретической информации по данной теме ту, которая позволит раскрыть заданный аспект темы, выделить её структурные компоненты; выстроить структурные единицы в логической последовательности таким образом, чтобы была отражена специфика содержания предложенной темы. В среднем процент выполнения данного задания невысок, но это связано, прежде всего, с тем, что требовалось предоставление развернутого плана. Выпускники столкнулись с трудностями при составлении планов по темам: «Содержание и функции рыночной конкуренции», «Что такое юридическая ответственность», «Политика как вид деятельности».
Задание 36 – альтернативное, нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. В связи с тем, что данное задание проверяет широкий комплекс умений, оно является наиболее универсальным и позволяет экзаменующимся в полной мере продемонстрировать свои навыки, в частности: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы. И если К1, судя по статистическому анализу правильных ответов, вызвал меньше затруднений, т.к. ответ здесь достаточно очевиден, то К2 и К3, где требуется теоретическая и фактическая аргументация вызвали больше трудностей. Эти критерии вызывали разночтения и у экспертов, т.к. здесь допускается вариативность ответов, поэтому процент третьих проверок пришелся именно на эти вопросы.
В целом, статистический анализ правильных ответов по всем вариантам показал, что самый высокий процент приходится на вопросы 28-31, т.е. работа с текстом. Больше всего затруднений вызывают задания, где требуется связать теоретические знания с практикой, с реальными ситуациями и здесь уровень мышления экзаменующихся достаточно примитивный и сугубо бытовой. На наш взгляд, причина заключается в том, что процент выпускников, желающих сдавать предмет по выбору– обществознание – очень высок и сравним с обязательной математикой. Например, базовую математику в КБР в 2015 г. сдавали 3557 чел., а обществознание – 3001 чел. При этом многие экзаменующиеся не готовились специально к сдаче предмета, а шли его сдавать в расчете на везение и интуицию, и поэтому не могли продемонстрировать достаточный уровень теоретической подготовки.
5.Работа региональной предметной комиссии.
- Руководитель ПК: Тамазов Муслим Султанович, заведующий кафедрой всеобщей истории, кандидат исторических наук, доцент
- Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по предмету:
Таблица 207
Эксперты предметной комиссии | Количество |
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. | 53 |
из них: - учителей образовательных организаций - преподавателей учреждений высшего профессионального образования - преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования |
41 7 |
Из них: - имеющих учёное звание кандидата наук - имеющих учёное звание доктора наук - имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» |
6 1 - |
Из них - имеющих статус ведущего эксперта - имеющих статус старшего эксперта - - имеющих статус основного эксперта |
9 29 15 |
Организация обучения экспертов и работы ПК
В марте 2015 г. перед досрочным этапом была проведена учеба с экспертами ПК, где были разъяснены особенности оценивания развернутых ответов, проведены практические занятия, принят зачет у экспертов предметных комиссий.
Технологическая поддержка РЦОИ и слаженная организованная работа экспертов способствовали оперативной проверке заданий с развернутым ответом, которая была завершена в два дня.
- 21,75 % работ, вышли на третью проверку, ввиду наличия в заданиях №№ 32,33,35 формулировок «Могут быть приведены другие определения, примеры и т.д.»
- 522 (16,97%) подали апелляции по несогласию с полученными результатами, 144(4,68%) из них были удовлетворены – 138.
- наибольшие расхождения при проверке работ вызвало задание №36, К2.
- затруднений у экспертов при оценивании заданий не было, ввиду компетентного состава экспертной группы
6.Рекомендации:
- Учителям необходимо иметь конкретизированный УМК (особенно в части подготовки выпускников к выполнению заданий, связанных с иллюстративным и картографическим материалом), на который можно ориентироваться при подготовке учащихся к ЕГЭ, в первую очередь – учебник(и).
- Организовать на базе ИПК и ПРО КБГУ и на местах постоянно действующий семинар для учителей обществознания по подготовке выпускников к ЕГЭ.
- Обсудить результаты ЕГЭ по обществознании и выявленные в ходе их анализа проблемы во всех школах КБР.
- По совершенствованию КИМ ЕГЭ по предмету, в том числе и по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом.
7.Составители отчета о результатах методического анализа:
Таблица 208
Председатель предметной комиссии |
Тамазов Муслим Султанович, заведующий кафедрой всеобщей истории, кандидат исторических наук, доцент |