12-Обществознание

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.11.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ пообществознанию

1.Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников ЕГЭ

Таблица 196

Предмет 2013

2014

2015

чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
Обществознание 3782 53,5 3297 55,43 3163 55,04

   Юношей и девушек

Таблица 197

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 1585 44,42
Девушки 2955 1578 52,57
Итого по КБР 5855 3163 48,48

   Количество участников ЕГЭ по категориям

Таблица 198

Всего участников ЕГЭ по обществознанию Обществознание
Из них: 3163
Выпускников текущего года 3002
Выпускников СПО 7
Выпускников прошлых лет 146

   Количество участников по типам ОО

Таблица 199

Всего участников ЕГЭ по обществознанию Обществознание
Из них: 3163
Выпускники лицеев и гимназий 428
Выпускники СОШ 2316

   Количество участников ЕГЭ по обществознанию по административным образованиям региона

Таблица 200

АТЕ Количество участников по предмету В % к общему числу выпускников
Нальчик 1142 0,2
Баксан 239 4,1
Прохладный 185 3,2
Баксанский район 212 3,7
Зольский район 159 2,8
Лескенский район 93 1,6
Майский район 106 1,8
Прохладненский район 127 2,2
Терский район 129 2,2
Урванский район 259 4,5
Чегемский район 207 306
Черекский район 150 2,6
Эльбрусский район 155 2,6

2.Краткая характеристика КИМ по обществознанию

         Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 36 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

        Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;

– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

         Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде одной цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов, слова (словосочетания).

         Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

         По обществознанию в 2015 году было представлено 14 вариантов (11 в основной период и 3 на резерв), составленные в соответствии со Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по обществознанию в 2015 году. Вопросы составлены по разделам и с учетом сложности. Все варианты соответствуют требованиям к уровню подготовки для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.


3.Основные результаты ЕГЭ по обществознанию

3.1.В текущем году

   Средний балл ЕГЭ по обществознанию в регионе - 48

   Основные результаты:

Таблица 201

Обществознание Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 935 29,5
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 101 3,2
Количество выпускников, получивших 100 баллов 2 0,06
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

   Результаты по категориям участников ЕГЭ

Таблица 202

Обществознание Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 28,1 57,1 56,3
Средний балл 49 39,4 38,1
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 3,3 0 0,6
Количество выпускников, получивших 100 баллов 2 0 0

   Результаты по кластерам ОО:

Таблица 203

Обществознание СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 30,7 10,3
Средний балл 47,4 59,9
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 2,2 11
Количество выпускников, получивших 100 баллов 2 0

3.2.Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 2-3 года      

Таблица 204

Обществознания КБР
ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 132 653 935
Средний балл 62,4 42,2 48,48
Набрали от 81 до 100 баллов 332 47 101
Получили 100 баллов 0 0 2

3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единицам

Таблица 205

Обществознания По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобалльникам
(от81-100 баллов)
Нальчик 16,5 47,94 13,2
Прохладный 10,34 49,31 10,3
Баксан 38,91 43,92 1,3
Баксанский район 42,45 42,56 3,3
Зольский район 26,42 47,61 1,2
Лескенский район 39,78 44,42 1,1
Майский район 27,36 48,17 1,9
Прохладненский район 27,56 51,06 3,1
Терский район 21,7 48,9 0
Урванский район 37,84 45,48 1,5
Чегемский район 36,71 43,83 0,5
Черекский район 53,33 39,66 0,7
Эльбрусский район 27,74 48,11 1,3


4.Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Таблица 206

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

по кодификатору элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения по региону

28

Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников

1.1 -5.6

2,5 Б 65.01
29

Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников

1.1 -5.6

2,5 Б 37.75
30

Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников

1.1 -5.6

2.3-2.5 В 19.19
31

Различное содержание в разных вариантах задания на анализ источников

1.1 -5.6

2.3, 2.5, 2.6, 2.7 В 15.23
32

Различное содержание в разных вариантах (задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте)

1.1 -5.20

2.1 В 13.56
33 Различное содержание в разных вариантах (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах

1.1 -5.20

2.4 В 11.73
34 Различное содержание в разных вариантах (задание-задача)

1.1 -5.20

2.9 В 7.66
35

Различное содержание в различных вариантах (задание на составление плана доклада по определённой теме)

1.1 -5.20

2.8 В 11.5
36 Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор (альтернативное задание, предполагающее написание эссе)

1.1 -5.20

2.1, 2.3, 2.6–2.9 В

К1-60.85

К2-13.96

К3-16.53


Статистика ответов на вопросы ЕГЭ по обществознанию

Диаграмма 19


Задания с развернутым ответом заданий №28-36

Обществ диагр 19

         Задания 28–31 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задания 28 и 29 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 28), а также применять её в заданном контексте (задание 29). Задание 30 нацеливает на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 31 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Основные затруднения у экзаменующихся вызывают задания 30 и 31, где, в отличие от заданий 28 и 29, требуется, помимо грамотной работы с текстом, применение контекстных знаний курса обществоведения. Зачастую экзаменующиеся не могут самостоятельно сформулировать и аргументировать суждения, связанные с проблематикой текста.

         Задание 32 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Экзаменующиеся испытывают определенные затруднения в атрибутации ключевых обществоведческих понятий и зачастую не могут их применить в верном контексте.

         Задание 33 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Данное задание, как и предыдущее, требует умения приводить примеры, опираясь на теоретические положения и понятия, но примеры, приводимые экзаменующимися, как правило, очень примитивны, затрагивают сугубо бытовую повседневность и часто никак не связаны с теоретическими положениями, которые они были призваны проиллюстрировать.

         Задание-задача 34 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. В ответах на данный вопрос основная проблема состояла в том, что экзаменующиеся затруднялись в применении теоретических положений к конкретно заданному тексту, путались в понятиях, формулировке самостоятельных суждений, выводов.

         Задание 35 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Составление плана по определённой теме предполагает владение комплексом определенных знаний и умений: знание круга основных понятий и теоретических положений; умение определить основные аспекты темы; умение вычленить из всего объёма теоретической информации по данной теме ту, которая позволит раскрыть заданный аспект темы, выделить её структурные компоненты; выстроить структурные единицы в логической последовательности таким образом, чтобы была отражена специфика содержания предложенной темы. В среднем процент выполнения данного задания невысок, но это связано, прежде всего, с тем, что требовалось предоставление развернутого плана. Выпускники столкнулись с трудностями при составлении планов по темам: «Содержание и функции рыночной конкуренции», «Что такое юридическая ответственность», «Политика как вид деятельности».

         Задание 36 – альтернативное, нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. В связи с тем, что данное задание проверяет широкий комплекс умений, оно является наиболее универсальным и позволяет экзаменующимся в полной мере продемонстрировать свои навыки, в частности: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы. И если К1, судя по статистическому анализу правильных ответов, вызвал меньше затруднений, т.к. ответ здесь достаточно очевиден, то К2 и К3, где требуется теоретическая и фактическая аргументация вызвали больше трудностей. Эти критерии вызывали разночтения и у экспертов, т.к. здесь допускается вариативность ответов, поэтому процент третьих проверок пришелся именно на эти вопросы.

         В целом, статистический анализ правильных ответов по всем вариантам показал, что самый высокий процент приходится на вопросы 28-31, т.е. работа с текстом. Больше всего затруднений вызывают задания, где требуется связать теоретические знания с практикой, с реальными ситуациями и здесь уровень мышления экзаменующихся достаточно примитивный и сугубо бытовой. На наш взгляд, причина заключается в том, что процент выпускников, желающих сдавать предмет по выбору– обществознание – очень высок и сравним с обязательной математикой. Например, базовую математику в КБР в 2015 г. сдавали 3557 чел., а обществознание – 3001 чел. При этом многие экзаменующиеся не готовились специально к сдаче предмета, а шли его сдавать в расчете на везение и интуицию, и поэтому не могли продемонстрировать достаточный уровень теоретической подготовки.

5.Работа региональной предметной комиссии.

-                   Руководитель ПК: Тамазов Муслим Султанович, заведующий кафедрой всеобщей истории, кандидат исторических наук, доцент

-                   Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по предмету:

Таблица 207

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. 53

из них:

-                    учителей образовательных организаций

-                    преподавателей учреждений высшего профессионального образования

-                    преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

41

7

Из них:

-                    имеющих учёное звание кандидата наук

-                    имеющих учёное звание доктора наук

-                    имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

6

1

-

Из них

-                    имеющих статус ведущего эксперта

-                    имеющих статус старшего эксперта

-                   

-                    имеющих статус основного эксперта

9

29

15

   Организация обучения экспертов и работы ПК

В марте 2015 г. перед досрочным этапом была проведена учеба с экспертами ПК, где были разъяснены особенности оценивания развернутых ответов, проведены практические занятия, принят зачет у экспертов предметных комиссий.

         Технологическая поддержка РЦОИ и слаженная организованная работа экспертов способствовали оперативной проверке заданий с развернутым ответом, которая была завершена в два дня.

-                   21,75 % работ, вышли на третью проверку, ввиду наличия в заданиях №№ 32,33,35 формулировок «Могут быть приведены другие определения, примеры и т.д.»

-                   522 (16,97%) подали апелляции по несогласию с полученными результатами, 144(4,68%) из них были удовлетворены – 138.

-                   наибольшие расхождения при проверке работ вызвало задание №36, К2.

-                   затруднений у экспертов при оценивании заданий не было, ввиду компетентного состава экспертной группы

6.Рекомендации:

-                   Учителям необходимо иметь конкретизированный УМК (особенно в части подготовки выпускников к выполнению заданий, связанных с иллюстративным и картографическим материалом), на который можно ориентироваться при подготовке учащихся к ЕГЭ, в первую очередь – учебник(и).

-                   Организовать на базе ИПК и ПРО КБГУ и на местах постоянно действующий семинар для учителей обществознания по подготовке выпускников к ЕГЭ.

-                   Обсудить результаты ЕГЭ по обществознании и выявленные в ходе их анализа проблемы во всех школах КБР.

-                   По совершенствованию КИМ ЕГЭ по предмету, в том числе и по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом.

7.Составители отчета о результатах методического анализа:

Таблица 208

Председатель предметной

комиссии

Тамазов Муслим Султанович, заведующий кафедрой всеобщей истории, кандидат исторических наук, доцент

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4111420
Сегодня
Вчера
Этот месяц
1185
4771
38597

Счетчик joomla