08-География

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.8.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по географии

1       Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников ЕГЭ

Таблица 156

Предмет 2013 2014 2015
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
география 48 0,7 58 0,98 72 1,25

   Юношей и девушек

Таблица 157

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 53 46,66
Девушки 2955 19 41,11
Итого по КБР 5855 72 45,19

   Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Таблица 158

Всего участников ЕГЭ по предмету География
Из них: 72
Выпускников текущего года 66
Выпускников СПО 1
Выпускников прошлых лет 5

   Количество участников по типам ОО

Таблица 159

Всего участников ЕГЭ по предмету География
Из них: 72
Выпускники лицеев и гимназий 0
Выпускники СОШ 41

     Количество участников ЕГЭ по административным образованиям региона

Таблица 160

АТЕ Количество участников по предмету В % к общему числу выпускников
Нальчик 39 0,6
Баксан 2 0,03
Прохладный 8 0,1
Баксанский район 1 0,01
Зольский район 4 0,06
Лескенский район 1 0,01
Майский район 1 0,01
Прохладненский район 2 0,03
Терский район 1 0,01
Урванский район 2 0,03
Чегемский район 4 0,06
Черекский район 3 0,05
Эльбрусский район 4 0,06

2       Краткая характеристика КИМ по географии

                В контрольных измерительных материалах по географии в 2015 году по сравнению с КИМ 2014 года принципиальных изменений нет. Изменена последовательность заданий в части 1 и структура варианта КИМ в целом.

         Удельный вес каждого раздела учебного курса в экзамене различен. Наибольший объем заданий приходится на такие содержательные линии, как «Природа Земли и человек» и «География России». Задания по этим разделам представлены в трех уровнях сложности (базовый, повышенный, высокий). Разделы учебного курса «мировое хозяйство» и «Регионы и страны мира» представлены заданиями только базового и повышенного уровня, остальные представлены на всех трех уровнях сложности. Каждое задание экзаменационной работы характеризуется не только проверяемым содержанием, но и проверяемыми умениями. Кодификатор определяет три группы требований к уровню подготовки выпускников: знать/понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Полное описание заданий в КИМ ах представлено в спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по географии. Выполнялось 11 вариантов заданий, 501-509 на основном этапе, 601,602 в резервном.

3.Основные результаты ЕГЭ по предмету

3.1. В текущем году

  Средний балл ЕГЭ по географии в регионе - 45

  Основные результаты:

Таблица 161

География Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 17 23,7
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 4 5,5
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

   Результаты по категориям участников ЕГЭ:

Таблица 162

География Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 25,7 0 0
Средний балл 44,7 50 49,8
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 4,5 0 20
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0 0

   Результаты по кластерам ОО:

Таблица 163

География СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 27,3 18,2
Средний балл 43,9 48,9
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 3,6 9,1
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

3.2.Динамика результатов ЕГЭ по географии за последние 3 года

Таблица 164

ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 2 11 17
Средний балл 58,1 40,4 45,19
Набрали от 81 до 100 баллов 9 2 4
Получили 100 баллов 0 0 0

3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единицам

Таблица 165

География По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобальникам (от81-100 баллов)
Нальчик 33,33 41,67 2,6
Прохладный 0 47,5 0
Баксан 0 44,5 0
Баксанскому району 0 43 0
Зольскому району 25 48,5 0
Лескенскому району 0 50 0
Майскому району 0 81 100
Прохладненскому району 0 61,5 50
Терскому району 0 85 100
Урванскому району 0 51,5 0
Чегемский району 0 44,5 0
Черекскому району 66,67 40 0
Эльбрусскому району 25 45,75 0

4.Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Таблица 166

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

по кодификатору элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения по региону

С 1 № 36 Географические модели. Географическая карта, план местности. 1.1

2.4.4.

2.8

В 10,61
С 2 № 37

Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Природа России. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства.

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

3.1-3.4

5.2

7.2-7.4

2.6.2,

2.7

1.10.3

1.10.5

1.12

В 4,55
С 3№ 38

Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Природа России. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства.

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

3.1-3.4

5.2

7.2-7.4

1.10.3

1.10.5

1.12

В 9,09
С 4 № 39 География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. 4.1

1.4.1

1.10.1

1.10.5

П 10,61
С 5 № 40 Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли. 2.1

1.7

3.1

В 7,58
С 6 № 41 К-1 Численность, естественное движение населения России. Направление и типы миграций.

7.3.1

7.3.4

2.6.2

2.6.3

В 13,64
К-2 В 12,12

ВЫВОДЫ:

         Общее количество участников ЕГЭ по географии в 2015 году составило 66 человек. В заданиях с развернутым ответом экзаменуемые должны были:

- выполнить ряд предложенных задач и привести их полные решения;

- развернуто, с привлечением знаний курса ответить на поставленные проблемные вопросы.

         Количество таких заданий в экзаменационной работе, как и в 2014 году, по географии шесть (С1-С6). Процент выполнения – 2,12, а заданий с выбором ответов – 19, 48.Часть «С» в 2015 году включала пять заданий высокого уровня сложности и одно задание повышенного уровня сложности С4. Изменений по сравнению с прошлым годом не было в содержании заданий. Практически все виды заданий части С вызвали различные затруднения. Основные недочеты при выполнении этих заданий: отсутствие необходимого количества обоснований, нечеткость формулировки обоснования. Возникали также проблемы при использовании географической терминологии, допускались ошибки в математических расчетах.

         Все задания высокого уровня сложности (С1, С4, С6) перешагнули 10% порог выполнения. Низкий уровень выполнения заданий С2, С3, С5. Самый низкий уровень выполнения имеет задание С2, которое выполнили 4,55%. На втором месте задание С5 (7,58 %) и задание С3 – 9,09 %. Остальные задания перешагнули за 10%. Задание С2 связано с тем, что изучение темы «Земля - планета Солнечной системы» происходит в 6 классе и более не повторяется. Выпускники 2015 года продемонстрировали недостаточность умений строить профиль и анализировать географические модели движения Земли. Было бы целесообразно включать элементы моделирования в практические работы и географические задачи при изучении физикой географии 6-8 класс. Эти темы необходимо более внимательно повторять при подготовке к ЕГЭ, так как они являются наиболее сложными. Ошибки в задании С5 были допущены при сравнении доли населения занятого в сельском хозяйстве и определении доли сельского хозяйства в общих объемах экспорта. Типичные недочеты в работах выпускников – это отсутствие необходимых вычислений при определении доли сельского хозяйства в экспорте страны.

5. Работа региональной предметной комиссии.

-                   Руководитель ПК: Кравченко Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры географии ИДАМиТ КБГУ

Таблица 167

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов в предметной комиссии, чел.

из них:

-                    учителей образовательных организаций

-                    преподавателей учреждений высшего профессионального образования

-                    преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

15

1

Из них:

-                    имеющих учёное звание кандидата наук

-                    имеющих учёное звание доктора наук

-                    имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

_

_

_

Из них

-                    имеющих статус ведущего эксперта

-                    имеющих статус старшего эксперта

-                    имеющих статус основного эксперта

3

3

10

-                   Организация обучения экспертов и работы ПК: ИПК и ПРО КБГУ. Все эксперты в 2015 году прошли дистанционное обучение. В мае 2015 года 16 экспертов сдавали экзамен и успешно его прошли, все эксперты были допущены к проверке.

-                   Количество работ на третью проверку -1. Работа у Белимготовой Э.А. не подтвердились в оценках, ей рекомендуется пройти дистанционные курсы и изучить допущенные при проверке ошибки.

-                   Заявления на апелляцию подали два человека. К повторной проверке работ учащихся, подавших заявление на апелляцию, был привлечен председатель предметной комиссии. В результате повторной проверки технических ошибок в оценивании не выявлено. Две апелляции по содержанию были отклонены.

6.Рекомендации:

         Комплексный характер экзаменационной работы на едином государственном экзамене по географии позволяет в соответствии со стандартами среднего образования по географии проверить уровень подготовки выпускников в освоении систематизированных знаний, в овладении ими умениями и навыками.

         Для повышения результатов ЕГЭ по географии учителю рекомендуется планировать и осуществлять следующие мероприятия:

При планировании учебного материала, в процессе подготовки к урокам учителю необходимо обратить внимание на те содержательные части А, В, С, которые вызвали у экзаменуемых наибольшие затруднения:

-       формировать умения строить профиль и анализировать географические модели движения Земли;

-       формировать знание и понимание географических следствий движения Земли (С5);

-       формировать умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами (С6).

7.Составитель отчета о результатах методического анализа:

Таблица 168

Председатель предметной

комиссии

Кравченко Ирина Викторовна, КБГУ, старший преподаватель кафедры географии

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4099602
Сегодня
Вчера
Этот месяц
1987
2489
26779

Счетчик joomla