07-История

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.7.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по истории

1                   Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников ЕГЭ

Таблица 143

Предмет 2013 2014 2015
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
История 2014 28,5 1559 26,21 1678 29,2

   Юношей и девушек

Таблица 144

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 909 39,45
Девушки 2955 769 43,72
Итого по КБР 5855 1678 41,41

   Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Таблица 145

Всего участников ЕГЭ по предмету История
Из них: 1678
Выпускников текущего года 1556
Выпускников СПО 5
Выпускников прошлых лет 115

   Количество участников по типам ОО

Таблица 146

Всего участников ЕГЭ по предмету История
Из них: 1678
Выпускники лицеев и гимназий 228
Выпускники СОШ 1182

   Количество участников ЕГЭ по истории по административным образованиям региона

Таблица 147

АТЕ Количество участников по предмету В % к общему числу выпускников
Нальчик 679 11,8
Баксан 102 1,8
Прохладный 75 1,3
баксанский район 121 2,1
Зольский район 93 1,6
Лескенский район 51 0,9
Майский район 44 0,8
Прохладненский район 49 0,8
Терский район 52 0,9
Урванский район 134 2,3
Чегемский район 98 1,7
Черекский район 102 1,8
Эльбрусский район 78 1,3

2                   Краткая характеристика КИМ по истории

                Часть 2 контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории содержит 6 заданий с развернутым ответом:

         35–37 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

         38–40 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

         Задание 38 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации.

         Задание 39 предполагает анализ исторических версий и оценок, аргументацию

различных точек зрения с привлечением знаний курса.

         Задание 40 связано с представлением результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме. Задание 40 – альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 40 оценивается по системе критериев.

        По истории в 2015 году было представлено 11 вариантов (9 в основной период и 2 на резерв), составленные в соответствии со Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году ЕГЭ по истории. Вопросы составлены по разделам и с учетом сложности. Все варианты соответствуют требованиям к уровню подготовки для проведения единого государственного экзамена по истории

3                   Основные результаты ЕГЭ по истории

3.1. В текущем году

   Средний балл ЕГЭ по истории - 41

   Основные результаты:

Таблица 148

История Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 404 24,07
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 30 1,8
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

   Результаты по категориям участников ЕГЭ

Таблица 149

История Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 21,4 40 56,1
Средний балл 42,2 32 31,3
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 1,9 0 0
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0 0

 Результаты по кластерам:

Таблица 150

История СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 23,2 10,6
Средний балл 41,1 49,2
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 1,3 5,5
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

3.2.Динамика результатов ЕГЭ за последние 2-3 года

Таблица 151

История КБР
ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 103 634 404
Средний балл 59,1 29,5 41,41
Набрали от 81 до 100 баллов 199 12 30
Получили 100 баллов 0 0 0

3.3.Основные результаты ЕГЭ по истории в сравнении по административно территориальным единицам:

Таблица 152

История По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобальникам(от81-100 баллов)
Нальчик 27,84 41,03 2,5
Прохладный 9,33 48,21 1,3
Баксан 31,37 37,6 0
Баксанский район 22,31 41,98 2,5
Зольский район 30,11 36,57 1,1
Лескенский район 21,57 41,75 0
Майский район 36,36 37,91 0
Прохладненский район 24,49 41,41 4,1
Терский район 15,38 43,13 0
Урванский район 14,93 45,96 0,7
Чегемский район 15,31 41,72 3,1
Черекский район 25,49 40,19 1,9
Эльбрусский район 16,67 42 0

4       . Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Таблица 153

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

по кодификатору элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения
по региону

С 35

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в

разных вариантах: характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника

3.1.2,

2.1.3,

2.2.1,

3.2.12,

3.2.15,

2.2 П 22,7
С 36

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в

разных вариантах: умение проводить

поиск исторической информации

источниках разного типа

2.1.1

2.1.3,

3.1.2,

3.2.12,

3.2.14,

2.3 Б 51,51
С 37

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных

вариантах: умение использовать

принципы структурно-функционального, временнoго и

пространственного анализа

при работе источником

2.1.3,

2.2.8,

3.1.2,

3.2.11

3.2.14,

2.4 В 11,38
С 38

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных

вариантах: умение использовать

принципы структурно-функционального, временного

и пространственного

анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача)

1.4.6

2.1.4

2.2.9,

3.1.4

3.2.7

2.5 В 13,83
С 39

VIII–XXI вв. Различное содержание

в разных вариантах: умение использовать исторические сведения

для аргументации ходе дискуссии

1.2.1

1.4.6,

2.2.3,

2.2.6,

2.2.9,

2.6 В 8,81
С40-

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных вариантах: умение представлять

результаты историкопознавательной

деятельности в свободной форме

1.1-3.3.6 2.7 В

К1-50,23

К2-13,57

К3-18,52

Статистика ответов на вопросы ЕГЭ по истории

Диаграмма 13


Задания с развернутым ответом заданий №35-40

История диагр 13

Задания первой части, позволяющих проверить базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий, а также умение производить поиск информации в источнике,

зачастую содержат вопросы, предполагающие детальное знания нюансов исторических событий или явлений, не рассматривавшихся по школьной программе;

требуют глубокого качества знаний, полученных в ходе дополнительных занятий;

работа с картами и иллюстрациями должна предполагать детальное изучение в рамках школьной программы.

Задания второй части с развернутым ответом выявляют и оценивают освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 35-37 связаны с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Их выполнение связано с меньшими трудностями. Но для нашего региона сложности выявились на предварительном этапе, когда тексты для анализа относились к периоду до XVI в. и не были понятны экзаменуемым: во-первых, их чтение требует специальных палеографических навыков, во-вторых, следует учитывать языковую специфику региона: экзамен должен выявить знания по ключевым проблемам истории России, а не уличить выпускников сельских школ в непонимании архаических текстов.

    Задания 38 – 40 связаны с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

    Задание 38 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Это задание успешнее всего выполняется тогда, когда вопрос предполагает знание основополагающих исторических фактов, как например, об основных успехах Красной Армии в 1943 году, обеспечивших ее стратегическое превосходство.

    Задание 39 – анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса. В отличие от прежних лет в последние 2 года задание 39 усложнено требованием приведения аргументов в подтверждение и опровержение различных точек зрения на одно историческое событие, что предполагает у абитуриентов готовности к спорным утверждениям, смелым, зачастую противоречивым, высказываниям, большего жизненного опыта, дополнительных знаний (сверх школьной программы). Экзамен же не должен содержать дискуссионных вопросов.

    Задание 40 – сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности, выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

    Задание 40 у экзаменуемых вызывает трудности, связанные с тем, что в рамках школьной программы учат биографии исторических личностей без анализа их деятельности, иногда они не подозревают о нескольких направлениях этой деятельности (напр., Г.К. Жуков или М.И. Кутузов), если только не изучали ее специально или с репетитором, что невозможно для большинства учащихся, им тяжело дать дифференцированный ответ. Может быть, следует оценивать положительно подробный анализ основного направления деятельности исторического деятеля.

                В целом статистический анализ правильных ответов показал, что наименьшие трудности вызвали вопросы блока С вариантов 505, 509, 501 (содержание которых идентично). Это вопросы по тексту о переходе правления от Екатерины к Павлу I, об успехах Красной Армии. Результаты ответов на вопрос по аргументации «за» и «против» в отношении высокого военного потенциала русской армии в Крымской войне незначительно превышают аналогичные по другим вариантам.

5.Работа региональной предметной комиссии.

    Руководитель ПК – Текуева Мадина Анатольевна, профессор кафедры культурологии, этнологии и истории КБР, доктор исторических наук, доцент

   Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по истории:

Таблица 154

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. 48

из них:

-                    учителей образовательных организаций

-                    преподавателей учреждений высшего профессионального образования

-                    преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

41

7

Из них:

-                    имеющих учёное звание кандидата наук

-                    имеющих учёное звание доктора наук

-                    имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

6

1

-

Из них

-                    имеющих статус ведущего эксперта

-                    имеющих статус старшего эксперта

-                    имеющих статус основного эксперта

5

14

29

  Организация обучения экспертов и работы ПК

        В марте 2015 г. перед предварительным этапом была проведена учеба с экспертами ПК, где были разъяснены особенности оценивания развернутых ответов, проведены практические занятия, принят зачет у экспертов предметных комиссий.

        Технологическая поддержка РЦОИ и слаженная организованная работа экспертов способствовали оперативной проверке заданий с развернутым ответом, которая была завершена в один день.

                   22,85 % работ, вышли на третью проверку, ввиду наличия в заданиях №37,38,39 формулировок «Могут быть указаны другие действия, операции и т.д.»

                    191 (11, 9%) подали апелляции по несогласию с полученными результатами, 52 из них были удовлетворены

                    наибольшие расхождения при проверке работ вызвало задание №40, К2

                   затруднений у экспертов при оценивании заданий не было, ввиду компетентного состава экспертной группы


6. Рекомендации:

   Учителям необходимо иметь конкретизированный УМК (особенно в части подготовки выпускников к выполнению заданий, связанных с иллюстративным и картографическим материалом), на который можно ориентироваться при подготовке учащихся к ЕГЭ, в первую очередь – учебник(и).

Организовать на базе ИПК и ПРО КБГУ и на местах постоянно действующий семинар для истории по подготовке выпускников к ЕГЭ.

Обсудить результаты ЕГЭ по истории и выявленные в ходе их анализа проблемы во всех школах КБР.

По совершенствованию КИМ ЕГЭ по предмету, в том числе и по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом, информация представлена выше.

7.Составители отчета о результатах методического анализа:

Таблица 155

Председатель предметной

комиссии

Текуева Мадина Анатольевна, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, профессор кафедры культурологии, этнологии и истории КБР, доктор исторических наук, доцент
Заместитель председателя предметной комиссии Хаджиева Лера Мухадиновна, ГМК г. Баксан, методист Департамента образования г.о. Баксан

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4112459
Сегодня
Вчера
Этот месяц
2224
4771
39636

Счетчик joomla