Часть 2.7.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по истории
1 Характеристика участников ЕГЭ
Количество участников ЕГЭ
Таблица 143
Предмет | 2013 | 2014 | 2015 | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
История | 2014 | 28,5 | 1559 | 26,21 | 1678 | 29,2 |
Юношей и девушек
Таблица 144
Пол | Участников всего | Участников | Средний балл |
Юноши | 2900 | 909 | 39,45 |
Девушки | 2955 | 769 | 43,72 |
Итого по КБР | 5855 | 1678 | 41,41 |
Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям
Таблица 145
Всего участников ЕГЭ по предмету | История |
Из них: | 1678 |
Выпускников текущего года | 1556 |
Выпускников СПО | 5 |
Выпускников прошлых лет | 115 |
Количество участников по типам ОО
Таблица 146
Всего участников ЕГЭ по предмету | История |
Из них: | 1678 |
Выпускники лицеев и гимназий | 228 |
Выпускники СОШ | 1182 |
Количество участников ЕГЭ по истории по административным образованиям региона
Таблица 147
АТЕ | Количество участников по предмету | В % к общему числу выпускников |
Нальчик | 679 | 11,8 |
Баксан | 102 | 1,8 |
Прохладный | 75 | 1,3 |
баксанский район | 121 | 2,1 |
Зольский район | 93 | 1,6 |
Лескенский район | 51 | 0,9 |
Майский район | 44 | 0,8 |
Прохладненский район | 49 | 0,8 |
Терский район | 52 | 0,9 |
Урванский район | 134 | 2,3 |
Чегемский район | 98 | 1,7 |
Черекский район | 102 | 1,8 |
Эльбрусский район | 78 | 1,3 |
2 Краткая характеристика КИМ по истории
Часть 2 контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории содержит 6 заданий с развернутым ответом:
35–37 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
38–40 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
Задание 38 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации.
Задание 39 предполагает анализ исторических версий и оценок, аргументацию
различных точек зрения с привлечением знаний курса.
Задание 40 связано с представлением результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме. Задание 40 – альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 40 оценивается по системе критериев.
По истории в 2015 году было представлено 11 вариантов (9 в основной период и 2 на резерв), составленные в соответствии со Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году ЕГЭ по истории. Вопросы составлены по разделам и с учетом сложности. Все варианты соответствуют требованиям к уровню подготовки для проведения единого государственного экзамена по истории
3 Основные результаты ЕГЭ по истории
3.1. В текущем году
Средний балл ЕГЭ по истории - 41
Основные результаты:
Таблица 148
История | Количество | В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 404 | 24,07 |
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов | 30 | 1,8 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
Результаты по категориям участников ЕГЭ
Таблица 149
История | Выпускники организаций среднего общего образования | Выпускники СПО | Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 21,4 | 40 | 56,1 |
Средний балл | 42,2 | 32 | 31,3 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 1,9 | 0 | 0 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
Результаты по кластерам:
Таблица 150
История | СОШ | Гимназии, лицеи |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 23,2 | 10,6 |
Средний балл | 41,1 | 49,2 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 1,3 | 5,5 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
3.2.Динамика результатов ЕГЭ за последние 2-3 года
Таблица 151
История | КБР | ||
ЕГЭ-2013 | ЕГЭ-2014 | ЕГЭ-2015 | |
Не преодолели минимальной границы | 103 | 634 | 404 |
Средний балл | 59,1 | 29,5 | 41,41 |
Набрали от 81 до 100 баллов | 199 | 12 | 30 |
Получили 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
3.3.Основные результаты ЕГЭ по истории в сравнении по административно территориальным единицам:
Таблица 152
История | По не преодолевшим минимальную границу | По среднему баллу | По высокобальникам(от81-100 баллов) |
Нальчик | 27,84 | 41,03 | 2,5 |
Прохладный | 9,33 | 48,21 | 1,3 |
Баксан | 31,37 | 37,6 | 0 |
Баксанский район | 22,31 | 41,98 | 2,5 |
Зольский район | 30,11 | 36,57 | 1,1 |
Лескенский район | 21,57 | 41,75 | 0 |
Майский район | 36,36 | 37,91 | 0 |
Прохладненский район | 24,49 | 41,41 | 4,1 |
Терский район | 15,38 | 43,13 | 0 |
Урванский район | 14,93 | 45,96 | 0,7 |
Чегемский район | 15,31 | 41,72 | 3,1 |
Черекский район | 25,49 | 40,19 | 1,9 |
Эльбрусский район | 16,67 | 42 | 0 |
4 . Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.
Таблица 153
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности задания |
Средний процент выполнения |
С 35 |
VIII – начало XXI в. Различное содержание в разных вариантах: характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника |
3.1.2, 2.1.3, 2.2.1, 3.2.12, 3.2.15, |
2.2 | П | 22,7 |
С 36 |
VIII – начало XXI в. Различное содержание в разных вариантах: умение проводить поиск исторической информации источниках разного типа |
2.1.1 2.1.3, 3.1.2, 3.2.12, 3.2.14, |
2.3 | Б | 51,51 |
С 37 |
VIII – начало XXI в. Различное содержание в разных вариантах: умение использовать принципы структурно-функционального, временнoго и пространственного анализа при работе источником |
2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.2.11 3.2.14, |
2.4 | В | 11,38 |
С 38 |
VIII – начало XXI в. Различное содержание в разных вариантах: умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача) |
1.4.6 2.1.4 2.2.9, 3.1.4 3.2.7 |
2.5 | В | 13,83 |
С 39 |
VIII–XXI вв. Различное содержание в разных вариантах: умение использовать исторические сведения для аргументации ходе дискуссии |
1.2.1 1.4.6, 2.2.3, 2.2.6, 2.2.9, |
2.6 | В | 8,81 |
С40- |
VIII – начало XXI в. Различное содержание в разных вариантах: умение представлять результаты историкопознавательной деятельности в свободной форме |
1.1-3.3.6 | 2.7 | В |
К1-50,23 К2-13,57 К3-18,52 |
Статистика ответов на вопросы ЕГЭ по истории
Диаграмма 13
Задания с развернутым ответом заданий №35-40
Задания первой части, позволяющих проверить базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий, а также умение производить поиск информации в источнике,
зачастую содержат вопросы, предполагающие детальное знания нюансов исторических событий или явлений, не рассматривавшихся по школьной программе;
требуют глубокого качества знаний, полученных в ходе дополнительных занятий;
работа с картами и иллюстрациями должна предполагать детальное изучение в рамках школьной программы.
Задания второй части с развернутым ответом выявляют и оценивают освоение выпускниками различных комплексных умений.
Задания 35-37 связаны с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Их выполнение связано с меньшими трудностями. Но для нашего региона сложности выявились на предварительном этапе, когда тексты для анализа относились к периоду до XVI в. и не были понятны экзаменуемым: во-первых, их чтение требует специальных палеографических навыков, во-вторых, следует учитывать языковую специфику региона: экзамен должен выявить знания по ключевым проблемам истории России, а не уличить выпускников сельских школ в непонимании архаических текстов.
Задания 38 – 40 связаны с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
Задание 38 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Это задание успешнее всего выполняется тогда, когда вопрос предполагает знание основополагающих исторических фактов, как например, об основных успехах Красной Армии в 1943 году, обеспечивших ее стратегическое превосходство.
Задание 39 – анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса. В отличие от прежних лет в последние 2 года задание 39 усложнено требованием приведения аргументов в подтверждение и опровержение различных точек зрения на одно историческое событие, что предполагает у абитуриентов готовности к спорным утверждениям, смелым, зачастую противоречивым, высказываниям, большего жизненного опыта, дополнительных знаний (сверх школьной программы). Экзамен же не должен содержать дискуссионных вопросов.
Задание 40 – сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности, выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
Задание 40 у экзаменуемых вызывает трудности, связанные с тем, что в рамках школьной программы учат биографии исторических личностей без анализа их деятельности, иногда они не подозревают о нескольких направлениях этой деятельности (напр., Г.К. Жуков или М.И. Кутузов), если только не изучали ее специально или с репетитором, что невозможно для большинства учащихся, им тяжело дать дифференцированный ответ. Может быть, следует оценивать положительно подробный анализ основного направления деятельности исторического деятеля.
В целом статистический анализ правильных ответов показал, что наименьшие трудности вызвали вопросы блока С вариантов 505, 509, 501 (содержание которых идентично). Это вопросы по тексту о переходе правления от Екатерины к Павлу I, об успехах Красной Армии. Результаты ответов на вопрос по аргументации «за» и «против» в отношении высокого военного потенциала русской армии в Крымской войне незначительно превышают аналогичные по другим вариантам.
5.Работа региональной предметной комиссии.
Руководитель ПК – Текуева Мадина Анатольевна, профессор кафедры культурологии, этнологии и истории КБР, доктор исторических наук, доцент
Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по истории:
Таблица 154
Эксперты предметной комиссии | Количество |
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. | 48 |
из них: - учителей образовательных организаций - преподавателей учреждений высшего профессионального образования - преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования |
41 7 |
Из них: - имеющих учёное звание кандидата наук - имеющих учёное звание доктора наук - имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» |
6 1 - |
Из них - имеющих статус ведущего эксперта - имеющих статус старшего эксперта - имеющих статус основного эксперта |
5 14 29 |
Организация обучения экспертов и работы ПК
В марте 2015 г. перед предварительным этапом была проведена учеба с экспертами ПК, где были разъяснены особенности оценивания развернутых ответов, проведены практические занятия, принят зачет у экспертов предметных комиссий.
Технологическая поддержка РЦОИ и слаженная организованная работа экспертов способствовали оперативной проверке заданий с развернутым ответом, которая была завершена в один день.
22,85 % работ, вышли на третью проверку, ввиду наличия в заданиях №37,38,39 формулировок «Могут быть указаны другие действия, операции и т.д.»
191 (11, 9%) подали апелляции по несогласию с полученными результатами, 52 из них были удовлетворены
наибольшие расхождения при проверке работ вызвало задание №40, К2
затруднений у экспертов при оценивании заданий не было, ввиду компетентного состава экспертной группы
6. Рекомендации:
Учителям необходимо иметь конкретизированный УМК (особенно в части подготовки выпускников к выполнению заданий, связанных с иллюстративным и картографическим материалом), на который можно ориентироваться при подготовке учащихся к ЕГЭ, в первую очередь – учебник(и).
Организовать на базе ИПК и ПРО КБГУ и на местах постоянно действующий семинар для истории по подготовке выпускников к ЕГЭ.
Обсудить результаты ЕГЭ по истории и выявленные в ходе их анализа проблемы во всех школах КБР.
По совершенствованию КИМ ЕГЭ по предмету, в том числе и по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом, информация представлена выше.
7.Составители отчета о результатах методического анализа:
Таблица 155
Председатель предметной комиссии |
Текуева Мадина Анатольевна, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, профессор кафедры культурологии, этнологии и истории КБР, доктор исторических наук, доцент |
Заместитель председателя предметной комиссии | Хаджиева Лера Мухадиновна, ГМК г. Баксан, методист Департамента образования г.о. Баксан |