06-Биология

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.6.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по биологии

1.Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников ЕГЭ

Таблица 130

Предмет 2013 2014 2015
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
Биология 1615 22,8 1407 23,66 1371 23,86

   Юношей и девушек

Таблица 131

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 460 46,44
Девушки 2955 911 50,06
Итого по КБР 5855 1371 48,85

   Количество участников ЕГЭ по категориям

Таблица 132

Всего участников ЕГЭ по предмету Биология
Из них: 1371
Выпускников текущего года 1309
Выпускников СПО 4
Выпускников прошлых лет 58

   Количество участников по типам ОО

Таблица 133

Всего участников ЕГЭ по предмету Биология
Из них: 1371
Выпускники лицеев и гимназий 64
Выпускники СОШ 1034

  Количество участников ЕГЭ по предмету по административным образованиям региона

Таблица 134

АТЕ Количество участников по предмету В % к общему числу выпускников
Нальчик 453 7,8
Баксан 92 1,6
Прохладный 62 1,1
Баксанский район 160 2,8
Зольский район 73 1,3
Лескенский район 46 0,8
Майский район 48 0,8
Прохладненский район 43 0,7
Терский район 70 1,2
Урванский район 112 1,9
Чегемский район 91 1,6
Черекский район 70 1,2
Эльбрусский район 91 1,6

2                   Краткая характеристика КИМ по биологии

        КИМы составлены на основе спецификации КИМ ФГБНУ "ФИПИ", количество планов КИМ достаточно и они соответствуют спецификации. Количество вариантов – 12 в основном потоке и 2 варианта в резервном. Вопросы составлены по разделам и с учетом сложности.

3                   Основные результаты ЕГЭ по биологии

3.1.В текущем году

   Средний балл ЕГЭ по биологии в регионе - 49

  Основные результаты:

Таблица 135

Биология Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 318 23,2
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 80 5,8
Количество выпускников, получивших 100 баллов 1 0,07

   Результаты по категориям участников ЕГЭ

Таблица 136

Биология Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 22,7 50 34,4
Средний балл 49,2 40,25 41,6
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 5,9 0 3,4
Количество выпускников, получивших 100 баллов 1 0 0


   Результаты по кластерам ОО:

Таблица 137

Биология СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 25,1 5,6
Средний балл 47,8 58,8
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 5 12,4
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 1

3.2.Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 2-3 года

Таблица 138

Биология КБР
ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 82 253 318
Средний балл 66,1 44,6 48,85
Набрали от 81 до 100 баллов 263 31 80
Получили 100 баллов 0 0 1

3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единица

Таблица 139

Биология По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобальникам(от81-100 баллов)
Нальчик 22,08 51,24 8,8
Прохладный 20,97 54,18 14,5
Баксан 20,65 47,25 3,2
Баксанский район 20 47,51 3,1
Зольский район 30,14 43,78 1,4
Лескенский район 28,26 39,67 0
Майский район 20,83 50,42 4,2
Прохладненский район 18,6 48,53 4,7
Терский район 7,14 56,83 8,6
Урванский район 35,71 44,34 4,5
Чегемский район 38,46 41,21 1,1
Черекский район 17,14 52,2 5,7
Эльбрусский район 17,65 50,53 2

4                   Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Таблица 140

Обозначение

задания
в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

по кодификатору элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения
по региону

С34

С35

С36

С37

С38

С39

С40

Применение биологических знаний в практических ситуациях.

Работа с рисунком.

Работа с предложениями

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов.

Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях

Решение задач по цитологии

Решение задач по генетике

2.1-2.7,

3.1-3.9,

4.1-4.7,

5.1-5.6,

7.1-7.5

2.1-7.5;

2.1-7.5;

4.1-4.3;

6.1-6.5;

7.1-7.5

2.3.-2.7

3.2.-3.3

3.5

3.1.1,

3.1.3,

3.1.3,

3.1.4

2.7.3

2.2.-2.8

1.2.3,

1.3.1,

2.5.3,

2.8

2.1,

2.2,

2.6-2.9

1.3.2,

1.3.3,

2.3,

2.7.3

1.1.3,

1.1.4,

2.3

П

В

В

В

В

В

В

28,95

3,9

19.1

19,25

14,51

17,34

18,11

5                   Работа региональной предметной комиссии.

                   Руководитель ПК: Гидова Эльза Мисостовна, доцент, кандидат биологических наук.

                   Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по биологии:

Таблица 141

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. 42

из них:

-                    учителей образовательных организаций

-                    преподавателей учреждений высшего профессионального образования

-                    преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

30

12

-

Из них:

-                    имеющих учёное звание кандидата наук

-                    имеющих учёное звание доктора наук

-                    имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

11

-

-

Из них

-                    имеющих статус ведущего эксперта

-                    имеющих статус старшего эксперта

-                    имеющих статус основного эксперта

5

17

20

       Организация обучения экспертов и работы ПК проходила на базе института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

       Статистика удовлетворенных апелляций с изменением баллов за развернутые ответы: работ на апелляции 98, из них удовлетворенных апелляций 7,31%.

       Анализ работ, вызвавших затруднения у экспертов при оценивании:

Среди работ, вызвавших затруднения в оценивании можно отметить задание №35 в вариантах 503, 507, 508, т.к.:

1) Само задание сформировано некорректно (определите фазу и тип деления исходной диплоидной клетки, изображено на рис.), а на рисунке к заданию изображена гаплоидная клетка – результат нескольких последовательных стадий деления исходной диплоидной клетки.

2) Основной отличительной особенностью мейоза является кроссинговер и образование рекомбинантных хромосом и на рисунке хотя бы одна хроматида хромосомы должна была подтверждать это, а без этого полного обоснованного ответа, что это мейоз не дашь.

3) Поскольку речь идет о профазе II мейоза, то на наш взгляд, если в телофазе I имел место цитокинез, то нужно показывать обе клетки, перешедшие к профазе II, а если не было деления цитоплазмы, то тогда одну, но с двумя гаплоидными ядрами.

4) На досрочном этапе ЕГЭ (вариант 110 задания №35) также показана одна клетка на стадии метофазы II с гаплоидным числом хромосом и также отсутствуют рекомбинантные хроматиды, хотя в оригинале, откуда взяты эти рисунки, указаны кроссоверные хроматиды (А.В. Теремов, Р.А. Петросова Биология 10 класс, 2010).

В варианте 502, 504 (задания №36) надо найти ошибки в тексте. Первая позиция формулируется так: «стадию развития животных, начинающуюся с выхода детеныша из яйца и заканчивающуюся половой зрелостью называют постэмбриональной». В критерии оценивания это правильный ответ. Однако многие ученики отметили его как неправильный, т.к. во многих школьных учебниках встречается другая формулировка: «постэмбриональный период начинается с момента выхода из яйцевых оболочек или рождения, до смерти организма» (В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, И.И. Сонин Общая биология 10-11 класс). В связи с этим возникли трудности при выставлении баллов.

Вывод: Наибольший процент невыполненных заданий приходится на задания с развернутым ответом – задания, контролирующие умения работать с текстом или рисунком; задания, контролирующие умения решать задачи по цитологии, а также по генетике.

Типичные ошибки по разделам: ботаника – непонимание особенностей жизненного цикла у различных отделов растений от низших до высших. Путают, из каких структур у цветка формируется плод, а из каких семя. Трудными оказались для выпускников задания, контролирующие знания о железах внутренней и внешней секреции, анализаторах, а также где требовалось установить пути эволюционного процесса (ароморфозы, идиоадаптации). Тяжело даются ученикам такие задания, где надо рассуждать, устанавливать связи между событиями и явлениями, делать выводы, обобщения, умозаключения. У учеников отсутствуют четкие представления о процессах, происходящих на различных фазах митоза и мейоза.

6                   Рекомендации:

   Рекомендации по совершенствованию методики преподавания предмета:

Следует особо обратить внимание на вопросы, которые встречаются ежегодно и вызывают затруднения у участников ЕГЭ: химический состав клеток, обмен веществ и превращение энергии, способы видообразования, движущие факторы эволюции, особенности прохождения митоза и мейоза, фотосинтез и хемосинтез, особенности строения про- и эукариотических клеток.

   Рекомендации по совершенствованию КИМ ЕГЭ по предмету.

Учитывая, что в разных учебниках по биологии даются различные формулировки тех или иных понятий, терминов, например: в вопросе постэмбрионального развития многие участники ЕГЭ дали определение (В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, И.И. Сонин Общая биология 10-11 класс), которое утверждает, что постэмбриональное развитие заканчивается смертью организма, в то время как в критерии оценки постэмбриональное развитие завершается половым созреванием. В связи с вышеизложенным можно рекомендовать при составлении критериев оценивания заданий с развернутым ответом учитывать различные трактовки терминов, существующие в системе среднего образования.

7                   Составители отчета о результатах методического анализа:

Таблица 142

Председатель предметной

комиссии

Гидова Эльза Мисостовна, Кабардино-Балкарский госуниверситет, доцент, кандидат биологических наук, доцент
Заместитель председателя предметной комиссии Хандохов Тахир Хамидбиевич, Кабардино-Балкарский госуниверситет, доцент, кандидат биологических наук, доцент

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4111294
Сегодня
Вчера
Этот месяц
1059
4771
38471

Счетчик joomla