Часть 2.6.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по биологии
1.Характеристика участников ЕГЭ
Количество участников ЕГЭ
Таблица 130
Предмет | 2013 | 2014 | 2015 | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
Биология | 1615 | 22,8 | 1407 | 23,66 | 1371 | 23,86 |
Юношей и девушек
Таблица 131
Пол | Участников всего | Участников | Средний балл | |
Юноши | 2900 | 460 | 46,44 | |
Девушки | 2955 | 911 | 50,06 | |
Итого по КБР | 5855 | 1371 | 48,85 | |
Количество участников ЕГЭ по категориям
Таблица 132
Всего участников ЕГЭ по предмету | Биология |
Из них: | 1371 |
Выпускников текущего года | 1309 |
Выпускников СПО | 4 |
Выпускников прошлых лет | 58 |
Количество участников по типам ОО
Таблица 133
Всего участников ЕГЭ по предмету | Биология |
Из них: | 1371 |
Выпускники лицеев и гимназий | 64 |
Выпускники СОШ | 1034 |
Количество участников ЕГЭ по предмету по административным образованиям региона
Таблица 134
АТЕ | Количество участников по предмету | В % к общему числу выпускников |
Нальчик | 453 | 7,8 |
Баксан | 92 | 1,6 |
Прохладный | 62 | 1,1 |
Баксанский район | 160 | 2,8 |
Зольский район | 73 | 1,3 |
Лескенский район | 46 | 0,8 |
Майский район | 48 | 0,8 |
Прохладненский район | 43 | 0,7 |
Терский район | 70 | 1,2 |
Урванский район | 112 | 1,9 |
Чегемский район | 91 | 1,6 |
Черекский район | 70 | 1,2 |
Эльбрусский район | 91 | 1,6 |
2 Краткая характеристика КИМ по биологии
КИМы составлены на основе спецификации КИМ ФГБНУ "ФИПИ", количество планов КИМ достаточно и они соответствуют спецификации. Количество вариантов – 12 в основном потоке и 2 варианта в резервном. Вопросы составлены по разделам и с учетом сложности.
3 Основные результаты ЕГЭ по биологии
3.1.В текущем году
Средний балл ЕГЭ по биологии в регионе - 49
Основные результаты:
Таблица 135
Биология | Количество | В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 318 | 23,2 |
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов | 80 | 5,8 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 1 | 0,07 |
Результаты по категориям участников ЕГЭ
Таблица 136
Биология | Выпускники организаций среднего общего образования | Выпускники СПО | Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 22,7 | 50 | 34,4 |
Средний балл | 49,2 | 40,25 | 41,6 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 5,9 | 0 | 3,4 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 1 | 0 | 0 |
Результаты по кластерам ОО:
Таблица 137
Биология | СОШ | Гимназии, лицеи |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 25,1 | 5,6 |
Средний балл | 47,8 | 58,8 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 5 | 12,4 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 1 |
3.2.Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 2-3 года
Таблица 138
Биология | КБР | ||
ЕГЭ-2013 | ЕГЭ-2014 | ЕГЭ-2015 | |
Не преодолели минимальной границы | 82 | 253 | 318 |
Средний балл | 66,1 | 44,6 | 48,85 |
Набрали от 81 до 100 баллов | 263 | 31 | 80 |
Получили 100 баллов | 0 | 0 | 1 |
3.3.Основные результаты ЕГЭ в сравнении по административно территориальным единица
Таблица 139
Биология | По не преодолевшим минимальную границу | По среднему баллу | По высокобальникам(от81-100 баллов) |
Нальчик | 22,08 | 51,24 | 8,8 |
Прохладный | 20,97 | 54,18 | 14,5 |
Баксан | 20,65 | 47,25 | 3,2 |
Баксанский район | 20 | 47,51 | 3,1 |
Зольский район | 30,14 | 43,78 | 1,4 |
Лескенский район | 28,26 | 39,67 | 0 |
Майский район | 20,83 | 50,42 | 4,2 |
Прохладненский район | 18,6 | 48,53 | 4,7 |
Терский район | 7,14 | 56,83 | 8,6 |
Урванский район | 35,71 | 44,34 | 4,5 |
Чегемский район | 38,46 | 41,21 | 1,1 |
Черекский район | 17,14 | 52,2 | 5,7 |
Эльбрусский район | 17,65 | 50,53 | 2 |
4 Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.
Таблица 140
Обозначение задания |
Проверяемые элементы содержания |
Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности задания |
Средний процент выполнения |
С34 С35 С36 С37 С38 С39 С40 |
Применение биологических знаний в практических ситуациях. Работа с рисунком. Работа с предложениями Обобщение и применение знаний о многообразии организмов. Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях Решение задач по цитологии Решение задач по генетике |
2.1-2.7, 3.1-3.9, 4.1-4.7, 5.1-5.6, 7.1-7.5 2.1-7.5; 2.1-7.5; 4.1-4.3; 6.1-6.5; 7.1-7.5 2.3.-2.7 3.2.-3.3 3.5 |
3.1.1, 3.1.3, 3.1.3, 3.1.4 2.7.3 2.2.-2.8 1.2.3, 1.3.1, 2.5.3, 2.8 2.1, 2.2, 2.6-2.9 1.3.2, 1.3.3, 2.3, 2.7.3 1.1.3, 1.1.4, 2.3 |
П В В В В В В |
28,95 3,9 19.1 19,25 14,51 17,34 18,11 |
5 Работа региональной предметной комиссии.
Руководитель ПК: Гидова Эльза Мисостовна, доцент, кандидат биологических наук.
Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по биологии:
Таблица 141
Эксперты предметной комиссии | Количество |
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. | 42 |
из них: - учителей образовательных организаций - преподавателей учреждений высшего профессионального образования - преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования |
30 12 - |
Из них: - имеющих учёное звание кандидата наук - имеющих учёное звание доктора наук - имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» |
11 - - |
Из них - имеющих статус ведущего эксперта - имеющих статус старшего эксперта - имеющих статус основного эксперта |
5 17 20 |
Организация обучения экспертов и работы ПК проходила на базе института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
Статистика удовлетворенных апелляций с изменением баллов за развернутые ответы: работ на апелляции 98, из них удовлетворенных апелляций 7,31%.
Анализ работ, вызвавших затруднения у экспертов при оценивании:
Среди работ, вызвавших затруднения в оценивании можно отметить задание №35 в вариантах 503, 507, 508, т.к.:
1) Само задание сформировано некорректно (определите фазу и тип деления исходной диплоидной клетки, изображено на рис.), а на рисунке к заданию изображена гаплоидная клетка – результат нескольких последовательных стадий деления исходной диплоидной клетки.
2) Основной отличительной особенностью мейоза является кроссинговер и образование рекомбинантных хромосом и на рисунке хотя бы одна хроматида хромосомы должна была подтверждать это, а без этого полного обоснованного ответа, что это мейоз не дашь.
3) Поскольку речь идет о профазе II мейоза, то на наш взгляд, если в телофазе I имел место цитокинез, то нужно показывать обе клетки, перешедшие к профазе II, а если не было деления цитоплазмы, то тогда одну, но с двумя гаплоидными ядрами.
4) На досрочном этапе ЕГЭ (вариант 110 задания №35) также показана одна клетка на стадии метофазы II с гаплоидным числом хромосом и также отсутствуют рекомбинантные хроматиды, хотя в оригинале, откуда взяты эти рисунки, указаны кроссоверные хроматиды (А.В. Теремов, Р.А. Петросова Биология 10 класс, 2010).
В варианте 502, 504 (задания №36) надо найти ошибки в тексте. Первая позиция формулируется так: «стадию развития животных, начинающуюся с выхода детеныша из яйца и заканчивающуюся половой зрелостью называют постэмбриональной». В критерии оценивания это правильный ответ. Однако многие ученики отметили его как неправильный, т.к. во многих школьных учебниках встречается другая формулировка: «постэмбриональный период начинается с момента выхода из яйцевых оболочек или рождения, до смерти организма» (В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, И.И. Сонин Общая биология 10-11 класс). В связи с этим возникли трудности при выставлении баллов.
Вывод: Наибольший процент невыполненных заданий приходится на задания с развернутым ответом – задания, контролирующие умения работать с текстом или рисунком; задания, контролирующие умения решать задачи по цитологии, а также по генетике.
Типичные ошибки по разделам: ботаника – непонимание особенностей жизненного цикла у различных отделов растений от низших до высших. Путают, из каких структур у цветка формируется плод, а из каких семя. Трудными оказались для выпускников задания, контролирующие знания о железах внутренней и внешней секреции, анализаторах, а также где требовалось установить пути эволюционного процесса (ароморфозы, идиоадаптации). Тяжело даются ученикам такие задания, где надо рассуждать, устанавливать связи между событиями и явлениями, делать выводы, обобщения, умозаключения. У учеников отсутствуют четкие представления о процессах, происходящих на различных фазах митоза и мейоза.
6 Рекомендации:
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания предмета:
Следует особо обратить внимание на вопросы, которые встречаются ежегодно и вызывают затруднения у участников ЕГЭ: химический состав клеток, обмен веществ и превращение энергии, способы видообразования, движущие факторы эволюции, особенности прохождения митоза и мейоза, фотосинтез и хемосинтез, особенности строения про- и эукариотических клеток.
Рекомендации по совершенствованию КИМ ЕГЭ по предмету.
Учитывая, что в разных учебниках по биологии даются различные формулировки тех или иных понятий, терминов, например: в вопросе постэмбрионального развития многие участники ЕГЭ дали определение (В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, И.И. Сонин Общая биология 10-11 класс), которое утверждает, что постэмбриональное развитие заканчивается смертью организма, в то время как в критерии оценки постэмбриональное развитие завершается половым созреванием. В связи с вышеизложенным можно рекомендовать при составлении критериев оценивания заданий с развернутым ответом учитывать различные трактовки терминов, существующие в системе среднего образования.
7 Составители отчета о результатах методического анализа:
Таблица 142
Председатель предметной комиссии |
Гидова Эльза Мисостовна, Кабардино-Балкарский госуниверситет, доцент, кандидат биологических наук, доцент |
Заместитель председателя предметной комиссии | Хандохов Тахир Хамидбиевич, Кабардино-Балкарский госуниверситет, доцент, кандидат биологических наук, доцент |