05-Информатика и ИКТ

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.5.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ

1                   Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников ЕГЭ по предмету (за последние 3 года):

Таблица 117

Предмет 2013 2014 2015
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
информатика и ИКТ 159 2,2 137 2,3 112 1,95

   Юношей и девушек:

Таблица 118

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 86 40,84
Девушки 2955 26 43,88
Итого по КБР 5855 112 41,54

   Количество участников ЕГЭ по категориям:

Таблица 119

Всего участников ЕГЭ по предмету Информатика и Икт
Из них: 112
Выпускников текущего года 111
Выпускников СПО 0
Выпускников прошлых лет 1

Количество участников по типам ОО:

Таблица 120

Всего участников ЕГЭ по предмету Информатика и Икт
Из них: 112
Выпускники лицеев и гимназий 33
Выпускники СОШ 65

Количество участников ЕГЭ по предмету по административным образованиям региона

Таблица 121

АТЕ Количество участников ЕГЭ по предмету В % к общему числу выпускников
Нальчик 50 0,9
Баксан 3 0,05
Прохладный 24 0,4
Баксанский район 1 0,01
Зольский район 1 0,01
Лескенский район 2 0,03
Майский район 5 0,08
Прохладненский район 6 0,09
Терский район 1 0,01
Урванский район 8 0,1
Чегемский район 4 0,06
Черекский район 1 0,01
Эльбрусский район 6 0,1

2                   Краткая характеристика КИМ по информатике и ИКТ

        Контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ в 2015 году составлены на основе документов, охватывающих основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы:

 Федеральный компонент государственных стандартов основного общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.);

 Федеральный компонент государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

В сравнении с материалами предыдущих лет Контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ 2015 года имеют ряд изменений. Структура варианта КИМ текущего года для всех вариант состоит из двух частей. Задания представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений.

Общее количество заданий сократилось с 32 до 27; уменьшилось максимальное количество первичных баллов с 40 до 35. КИМ 2015 года представлены заданиями, разделенными на две части: первая часть содержит 23 задания с кратким ответом, вторая часть – 4 задания с развернутым ответом. Деление заданий по уровню сложности представлено таким образом: количество заданий базового уровня сложности 12, повышенного – 11 и высокого уровня сложности – 4.

В 2015 году для Кабардино-Балкарской Республики по предмету «Информатика и ИКТ» было предложено 11 вариантов (501-509; 601;602).

3.Основные результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ

В текущем году

   Средний балл ЕГЭ по информатике и ИКТ в регионе - 41

Основные результаты:

Таблица 122

Информатика и ИКТ Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 46 41
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 5 4,5
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0


Результаты по категориям участников ЕГЭ :

Таблица 123

Информатика и ИКТ Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 41,4 0 0
Средний балл 41,4 0 51
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 4,5 0 0
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0 0

   Результаты по кластерам ОО:

Таблица 124

Информатика и ИКТ СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 47,2 18,2
Средний балл 37,6 57,1
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 1,1 18,2
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

3.2. Динамика результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ за 3 года

Таблица 125

Информатика и ИКТ

КБР

ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 40 46 46
Средний балл 58,5 37,4 41,54
Набрали от 81 до 100 баллов 17 1 5
Получили 100 баллов 1 0 0

3.3.Основные результаты ЕГЭ по Информатике и ИКТ в сравнении по административно территориальным единицам:

Таблица 126

Информатика и ИКТ По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобальникам(от81-100 баллов)
Нальчик 22 54,04 10
Прохладный 66,67 29,38 0
Баксан 33,33 35 0
Баксанский район 100 14 0
Зольский район 100 0 0
Лескенский район 50 33,5 0
Майский район 60 33 0
Прохладненский район 66,67 26,33 0
Терский район 0 42 0
Урванский район 25 42,12 0
Чегемский район 75 24 0
Черекский район 100 20 0
Эльбрусский район 33,33 40,33 0

4. Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Таблица 127

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

по кодификатору элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения по региону

1 Умение кодировать и декодировать информацию 1.1.2 1.2.2 Б 27,03
2 Умение строить таблицы истинности и логические схемы 1.5.1 1.1.6 Б 62,16
3 Знания о файловой системе организации данных или о технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных 3.1.2/ 3.5.1 2.1/2.2 Б 65,77
4 Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера 1.4.2 1.3 Б 58,56
5

Умение представлять и считывать

данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

1.3.1 1.2.2 Б 79,28
6 Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд 1.6.1/1.6.3 1.1.3 Б 31,53
7 Знание технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков 3.4.1/3.4.3 1.1.1/1.1.2 Б 48,65
8 Знание основных конструкций языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания 1.7.2 1.1.4 Б 63,06
9 Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала, объем памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации 1.1.4/3.3.1 1.3.1/1.3.2 Б 27,03
10 Знания о методах измерения количества информации 1.1.3 1.3.1 Б 27,93
11 Умение исполнить рекурсивный алгоритм 1.5.3 1.1.3 Б 7,21
12 Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети 3.1.1 2.3 Б 27,93
13 Умение подсчитывать информационный объем сообщения 1.1.3 1.3.1 П 30,63
14 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд 1.6.2 1.2.2 П 7,21
15 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) 1.3.1 1.2.1 П 43,24
16 Знание позиционных систем счисления 1.4.1 1.1.3 П 20,72
17 Умение осуществлять поиск информации в Интернете 3.5.2 2.1 П 45,95
18 Знание основных понятий и законов математической логики 1.5.1 1.1.7 П 0,9
19 Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) 1.5.2/1.5.6 1.1.4 П 36,04
20 Анализ алгоритма, содержащего вспомогательные алгоритмы, цикл и ветвление 1.6.1 1.1.4 П 35,14
21 Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции 1.7.2 1.1.4 П 19,82
22 Умение анализировать результат исполнения алгоритма 1.6.2 1.1.3 П 12,61
23 Умение строить и преобразовывать логические выражения 1.5.1 1.1.7 В 6,31
24 Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки 1.7.2 1.1.4 П 35,14
25 Умения написать короткую (10–15 строк) простую программу (например, обработки массива) на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке 1.6.3 1.1.5 В 28,83
26 Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию 1.5.2 1.1.3 В 39,74
27 Умения создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности 1.7.3 1.1.5 В 19,82

Результаты выполнения задний в рамках ЕГЭ 2015 года по Кабардино-Балкарской Республике следует охарактеризовать как низкие. Приведем статистику в сравнении с ожидаемым значением успешности, приведённом в «Спецификаци контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ» в разрезе уровней сложности.

Для базового уровня сложности ожидаемое значение успешности составляет 60-90%. По результатам проведения ЕГЭ по КБР среднее значение успешного выполнения заданий базового уровня сложности составляет 43,85%, при этом в диапазон ожидаемого значения из 12 заданий попали результаты выполнения по 4 заданиям. Самый низкий процент выполнения зафиксирован по заданию 11 «Умение исполнить рекурсивный алгоритм» и он составил 7,21%.

Ожидаемое значение успешности выполнения заданий повышенного уровня сложности составляет от 40 до 60%. Результаты выполнения заданий данного уровня сложности составляет в среднем 26,13%. Лишь по двум заданиям из 11 успешность выполнения заданий соответствует ожидаемому значению успешности выполнения заданий. Хуже всего результаты по выполнению 14 задания «Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд» (7,21%) и 18 «Знание основных понятий и законов математической логики» (0,9%).

Ожидаемый результат успешности выполнения заданий высокого уровня сложности составляет менее 40%. По республике для этой категории заданий был получен результат в 23,68%. В этой категории хуже всего справились с заданием 23 «Умение строить и преобразовывать логические выражения», с ним справились лишь 6,31%.

5. Работа региональной предметной комиссии.

   Руководитель ПК: Канлоев Алим Магамедович, кандидат физ-мат наук, заместитель директора Института дизайна Кабардино-Балкарского университета, ведущий эксперт;

   Зам. председателя предметной комиссии - Павленко Ольга Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ высшей категории МКОУ СОШ №9 г.о. Нальчик, ведуший эксперт.

  Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по информатике и ИКТ:

Таблица 128

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. 19

из них:

-                    учителей образовательных организаций

-                    преподавателей учреждений высшего профессионального образования

-                    преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

15

4

Из них:

-                    имеющих учёное звание кандидата наук

-                    имеющих учёное звание доктора наук

-                    имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

2

-

-

Из них

-                    имеющих статус ведущего эксперта

-                    имеющих статус старшего эксперта

-                    имеющих статус основного эксперта

7

4

8

                Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях. Мероприятия на федеральном уровне организуется ФГБНУ «ФИПИ». Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с привлечением председателей предметных комиссий и экспертов ПК со статусом «ведущий». Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, разработанных ФГБНУ «ФИПИ» и предусматривает обучение экспертов по программе учебного модуля «Подготовка экспертов ЕГЭ» в объеме 18 часов.

         Слаженность в работе комиссии, профессионализм и опытность большинства членов комиссии позволили своевременно выполнить все работы по проверке заданий. Замечаний в адрес комиссии не поступало.

Количество работ, вышедших на третью проверку, составляет 5.4%.

На апелляцию было подано 12 работ, что составляет 10,71 % от общего количества участников. Количество удовлетворенных апелляций с изменением баллов за развернутые ответы (включая количество и долю удовлетворенных апелляций по работам, вышедшим на третью проверку), составила 8,33% от общего числа поступивших на апелляцию работ. Федеральных и региональных перепроверок работ не было.

6.Рекомендации:

Определить учащихся, для которых успешная сдача ЕГЭ по информатике и ИКТ является необходимым условием продолжения образования по выбранной специальности, в начале 10 класса.

Качество подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ зависит от программно-методического комплекса, выбранного учителем.

Учителям информатики и ИКТ необходимо разработать рабочую программу, включающую разбор заданий ЕГЭ после каждой пройденной темы, задания постоянно обновлять из базы ФИПИ по данному предмету. Подготовка к ЕГЭ должна осуществляться в течение двух лет (10-11 класс). Каждый месяц учащиеся должны тестироваться в форме, приближенной к формату ЕГЭ. В конце каждой четверти 10-11 класса проводить пробный ЕГЭ в бумажном виде с заполнением бланков, который позволит оценить объективный уровень знаний и увидеть имеющиеся пробелы, нацелить учащихся на самообразование. Таким образом у обучающегося будет формироваться правильная самооценка личного уровня ЗУН по информатике.

7       Составители отчета о результатах методического анализа:

Таблица 129

Председатель предметной

комиссии

Канлоев Алим Магамедович, кандидат физ-мат наук, заместитель директора Института дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета
Заместитель председателя предметной комиссии Павленко Ольга Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ высшей категории МКОУ СОШ №9 г.о. Нальчик

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4123413
Сегодня
Вчера
Этот месяц
2098
2507
50590

Счетчик joomla