04-Химия

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.4.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по химии

1.Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников ЕГЭ за 3 года:

Таблица 105

Предмет 2013 2014 2015
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
Химия 1074 15,2 961 16,16 956 16,63

   Юношей и девушек:

Таблица 106

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 277 49,9
Девушки 2955 679 50,86
Итого по КБР 5855 956 50,58

  Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Таблица 107

Всего участников ЕГЭ по предмету Химия
Из них: 956
Выпускников текущего года 904
Выпускников СПО 6
Выпускников прошлых лет 50

  Количество участников по типам ОО

Таблица 108

Всего участников ЕГЭ по предмету Химия
Из них: 956
Выпускники лицеев и гимназий 147
Выпускники СОШ 687

Количество участников ЕГЭ по химии по административным образованиям региона

Таблица 109

АТЕ Количество участников по предмету в % к общему числу выпускников
Нальчик 337 5,7
Баксан 68 1,2
Прохладный 40 0,7
Баксанский район 119 2
Зольский район 45 0,8
Лескенский район 28 0,5
Майский район 34 0,6
Прохладненский район 27 0,5
Терский район 54 0,9
Урванский район 76 1,2
Чегемский район 55 0,9
Черекский район 37 0,7
Эльбрусский район 36 0,7

2.Краткая характеристика КИМ по химии

КИМы составлены на основе спецификации КИМ ЕГЭ по химии, задания охватывают все элементы, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по химии. Количество вариантов КИМ достаточно (10 в основном потоке и 2 в резервном). Вопросы составлены по разделам и с учетом сложности. В целом необходимости в совершенствовании КИМ ЕГЭ по химии нет.

3.Основные результаты ЕГЭ по предмету

3.1.В текущем году

Средний балл ЕГЭ по химии в регионе - 51

Основные результаты:

Таблица 110

Химия Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 178 18,6
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 46 4,8
Количество выпускников, получивших 100 баллов 2 0,2

  Результаты по категориям участников ЕГЭ :

Таблица 111

Химия Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 17 66,6 43,5
Средний балл 51,4 30,8 36,1
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 5,1 0 0
Количество выпускников, получивших 100 баллов 2 0 0

Результаты по кластерам ОО:

Таблица 112

Химия СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 18,5 9,1
Средний балл 50 59,1
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 4 11,1
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 2

3.2.Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 2-3 года

Таблица 113

Химия КБР
ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 22 233 178
Средний балл 72,3 40,6 50.58
Набрали от 81 до 100 баллов 310 28 46
Получили 100 баллов 0 2 2

3.3.Основные результаты ЕГЭ по химии в сравнении
по административно территориальным единицам

Таблица 114

АТЕ По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобальникам(от81-100 баллов)
Нальчик 21,07 51,89 7,4
Прохладный 15 60,15 12,5
Баксан 25 47,01 2,9
Баксанский район 17,65 46,83 1,7
Зольский район 20 45,69 0
Лескенский район 10,71 45,86 0
Майскому району 11,76 53,18 2,9
Прохладненский район 22,22 45,15 0
Терский район 5,56 58,5 7,4
Урванский район 14,47 53,13 5,3
Чегемский район 30,91 44,47 0
Черекский район 8,11 52,86 0
Эльбрусский район 19,44 47,86 2,8

4.Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Новое в структуре контрольно-измерительных материалов (КИМов) по химии в целом положительно отразилось на результатах выполнения заданий первой части (форма 1). Необходимо отметить, что выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности (часть I и часть II) вызывают затруднения у большинства выпускников (приложения форма 1,2,20). Наибольшие затруднения вызвали задания 38 (С3) и 40 (С5) из высокого уровня (форма 1), а из заданий повышенного уровня – 30-32, 34 и 35 (форма 1,2, см. таблицы и диаграммы).

Два выпускника в этом году показали высший результат. Анализ ответов обучающихся на задания с развернутым ответом в первую очередь указывает на ошибки и неточности при составлении уравнений химических реакций (неорганических и органических веществ). Возможная причина получения выявленных типичных ошибочных ответов является небольшая практика занятий по составлению уравнений химических реакций с использованием генетической взаимосвязи неорганических и (или) органических веществ, а также решения расчетных задач и составлений структурных формул органических веществ.

Задания и проверяемые ими элементы содержания, умения и способы деятельности, усвоение которых выпускниками в целом можно считать достаточными.

Для повышения уровня знаний и соответственно ответов обучающихся необходимо увеличить внимание и время на практические занятия, связанные с изучением генетической взаимосвязи между веществами различных классов (неорганических и (или) органических веществ) путем составления соответствующих реакций с учетом заданных условий их проведения, а также проводить расчеты по уравнению (или схеме) химической реакции. Проводить дополнительные занятия: качественные реакции на неорганические вещества и ионы; идентификация органических соединений; классификация и номенклатура неорганических веществ органических соединений; гидролиз солей; характерные химические свойства неорганических веществ и органических соединений; нахождение молекулярной и структурной формулы вещества.

Статистика ответов на вопросы ЕГЭ по химии

Порядковые номера заданий в работе: 1–26 – задания базового уровня сложности, с кратким ответом; 27–35 – задания повышенного уровня сложности, с кратким ответом; 36–40 – задания высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом.

Обозначение уровня сложности заданий: Б – базовый уровень сложности;
П – повышенный уровень сложности; В – высокий уровень сложности.

Таблица 115

Порядковый номер задания в работе

Проверяемые элементы

содержания

Коды прове-ряемых элементов содержа-ния по кодифи-катору

Коды

требований

Уровень слож-ности зада-

ния

Средний процент

выполнения по региону

1

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.

Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов

1.1.1

1.2.1

2.3.1

Б 56,86

2

Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам

Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менде-леева и особен­ностями строения их атомов.

Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических эле­ментов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

Общая характеристика неме­таллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менде-леева и особен­ностями строения их атомов

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4

1.2.3

2.4.1

2.3.1

Б

74

3

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 1.3.1

2.2.2

2.4.2

Б 64,71

4

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов 1.3.2

1.1.1

2.2.1

Б 68,92

5

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 1.3.3

2.2.2

2.4.3

Б 65,27

6

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиаль-ная и международная).

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

2.1

3.3

1.3.1

2.2.6

Б 72,46

7

Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа.

Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

2.2

2.3

2.3.2 Б 62,83

8

Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных 2.4 2.3.3 Б 64,16

9

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот

2.5

2.6

2.3.3 Б 47,68

10

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 2.7 2.3.3 Б 52,21

11

Взаимосвязь неорганических веществ 2.8

2.3.3

2.4.3

Б 30,64

12

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

3.1

3.2

1.2.1

1.2.2

2.2.3

2.2.7

Б 59,07

13

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 3.4

2.3.4

Б 57,08

14

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 3.5 2.3.4 Б 54,87

15

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды)

3.6 2.3.4 Б 59,29

16

Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

Основные способы получения кислородсодержащих соединений
(в лаборатории)

4.1.7

4.1.8

1.3.4

2.5.1

Б 63,16

17

Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений 3.9

2.3.4

2.4.3

Б 59,85

18

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 1.4.1 2.2.8 Б 51,33

19

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 1.4.3 2.4.5 Б 60,73

20

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 1.4.4 2.4.5 Б 61,28

21

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Реакции ионного обмена

1.4.5

1.4.6

1.1.1

1.1.2

1.2.1

2.4.4

Б

69,36

22

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений

4.1.1

4.1.2

4.1.4

4.1.5

1.3.2

2.2.4

2.5.1

Б 37,06

23

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола).

Химическое загрязнение окружа-ющей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

4.2.1

4.2.2

4.2.3

4.2.4

1.3.3

1.3.4

Б 43,81

24

Вычисление массы раство­ренного вещества, содержаще­гося в определен­ной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе 4.3.1 2.5.2 Б 54,65

25

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции

4.3.2

4.3.4

2.5.2 Б 67,92

26

Расчеты массы вещества или объ-ема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 4.3.3 2.5.2 Б 68,25

27

Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений

2.1

3.3

2.2.8 П 41,81

28

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее

1.3.2

1.4.8

2.2.1

2.2.5

П 43,92

29

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 1.4.9

1.1.3

2.2.5

П 59,73

30

Гидролиз солей.

Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

1.4.7 2.2.4 П 30,75

31

Характерные химические свойства неорганических веществ:

– простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);

– простых веществ – неме­таллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фос­фора, углерода, кремния;

– оксидов: оснóвных, амфо­терных, кислотных;

– оснований и амфотерных гидроксидов;

– кислот;

– солей: средних, кислых, оснóв­ных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.3.3 П 19,91

32

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений

4.1.4

4.1.5

2.5.1

2.2.4

П 18,58

33

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

3.4

1.4.10

2.3.4

2.4.4

П 36,06

34

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

3.5

3.6

2.3.4 П 30,53

35

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: амиинов и аминокислот.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

3.7

3.8

2.3.4 П 39,49

36

Реакции окислительно-восстанови-тельные. Коррозия металлов и способы защиты от нее 1.4.8

2.2.5

2.4.4

В 35,62

37

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ 2.8

2.3.3

2.4.3

В 12,17

38

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений 3.9

2.3.4

2.4.3

В 9,18

39

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

4.3.5

4.3.6

4.3.8

4.3.9

2.5.2 В 14,27

40

Нахождение молекулярной формулы вещества 4.3.7 2.5.2 В 10,29

Всего заданий – 40; из них по уровню сложности: Б – 26; П – 9; В – 5.

Максимальный первичный балл за работу – 64.

Общее время выполнения работы – 180 мин.

Статистика ответов на вопросы ЕГЭ по химии

Задания с кратким ответом

Диаграмма 11

Химия диаграмма 11

Задания с развернутым ответом

Диаграмма 12

Химия диаграмма 12

5.Работа региональной предметной комиссии по химии

-                   Руководитель ПК – Шустов Геннадий Борисович, доктор химических наук, профессор

-                   Характеристика региональной предметной комиссии (ПК) по химии

Таблица 116

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. 36

из них:

-                    учителей образовательных организаций

-                    преподавателей учреждений высшего профессионального образования

-                    преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

25

11

-

Из них:

-                    имеющих учёное звание кандидата наук

-                    имеющих учёное звание доктора наук

-                    имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

6

5

-

Из них

-                    имеющих статус ведущего эксперта

-                    имеющих статус старшего эксперта

-                    имеющих статус основного эксперта

11

15

10

Организация обучения экспертов и работы ПК проходила на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. В целом организация обучения экспертов и работа предметной комиссии по химии прошли на достаточном уровне.

   Сведения о согласованности проверки работ экспертами региональной предметной комиссии:

поступило на аппеляцию 252 работ (27,1 % от общего количества работ), удовлетворено 83 аппеляции (8,92 % от общего количества работ); задания или критерии, вызвавшие наибольшие расхождения при проверке работ - нет (0); сведения о результатах федеральных и региональных перепроверок работ – нет (0)

Анализ работ, вызвавших затруднения у экспертов при оценивании – нет работ, вызвавших затруднения экспертов при оценивании.

6.Рекомендации:

Необходимо увеличить практические занятия по изучению генетической взаимосвязи между веществами различных классов (неорганических и (или) органических веществ). По теме: « Составление соответствующих уравнений реакций с учетом условий их проведения с использованием структурных формул органических веществ (для обсуждения)». «Качественные реакции на неорганические вещества и идентификация органических соединений», «Гидролиз солей», «Нахождение молекулярной и структурной формул вещества» и т.д. Организовать на базе института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова постоянно действующий семинар для учителей химии.

Обсудить результаты ЕГЭ по химии и выявленные в ходе их анализа проблемы во всех школах республики

В критериях необходимо уточнить порядок округления молей при использовании их в расчетных задачах, в вариантах 503, 504, 505, в заданиях 38 имеются опечатки (1 и 2 реакции).

7. Составители отчета о результатах методического анализа:

Председатель предметной

комиссии

Шустов Геннадий Борисович, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова», профессор, доктор химических наук, профессор
Заместитель председателя предметной комиссии Кузьмичкина Лидия Васильевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 г.Майский», учитель химии

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4119625
Сегодня
Вчера
Этот месяц
817
1959
46802

Счетчик joomla