03-Физика

ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов"

официальный сайт

Часть 2.3.Отчет о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по физике

1.Характеристика участников ЕГЭ

   Количество участников ЕГЭ:

Таблица 89

Предмет 2013 2014  2015 
чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников чел. % от общего числа участников
Физика 1454 20,6 1150 19,33 1004 11,74

  Юношей и девушек:

Таблица 90

Пол Участников всего Участников Средний балл
Юноши 2900 872 42,51
Девушки 2955 132 46,8
Итого по КБР 5855 1004 43,07

  Количество участников ЕГЭ по категориям:

Таблица 91

Всего участников ЕГЭ по предмету Физика
Из них: 1004
Выпускников текущего года 911
Выпускников СПО 5
Выпускников прошлых лет 91

  Количество участников по типам ОО:

Таблица 92

Всего участников ЕГЭ по предмету Физика
Из них: 1004
Выпускники лицеев и гимназий 114
Выпускники СОШ 702

  Количество участников ЕГЭ по физике по административным образованиям региона

Таблица 93

Административно-территориальные единицы Количество участников ЕГЭ по предмету В % к общему числу выпускников
Нальчик 347 5,9
Баксан 57 1
Прохладный 73 1,2
Баксанский район 86 1,5
Зольский район 23 0,4
Лескенский район 50 0,9
Майский район 33 0,6
Прохладненский район 33 0,6
Терский район 26 0,5
Урванский район 71 1,1
Чегемский район 51 0,9
Черекский район 96 1,6
Эльбрусский район 58 1

2.Краткая характеристика КИМ по физике

Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют установить уровень усвоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни.

Содержание экзаменационной работы определяется Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 24 задания, из которых 9 заданий с выбором и записью правильного ответа и 15 заданий с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.

Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (25-27) и 5 заданий (28-32), для которых необходимо привести развернутый ответ.

3.Основные результаты ЕГЭ по физике

Средний балл ЕГЭ по предмету в регионе:44,0

   Основные результаты:

Таблица 94

Физика Количество В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 183 18,2
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов 12 1,2
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0


   Результаты по категориям участников ЕГЭ

Таблица 95

Физика Выпускники организаций среднего общего образования Выпускники СПО Выпускники прошлых лет
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 16 40 39,3
Средний балл 43,9 35,8 34,1
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 1,3 0 0

Количество выпускников, получивших

100 баллов

0 0 0

  Результаты по кластерам ОО:

Таблица 96

Физика СОШ Гимназии, лицеи
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения 17,2 4,6
Средний балл 42,9 54,2
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов 0,6 8
Количество выпускников, получивших 100 баллов 0 0

3.2.Динамика результатов ЕГЭ за 3 года

Таблица 97

Физика КБР
ЕГЭ-2013 ЕГЭ-2014 ЕГЭ-2015
Не преодолели минимальной границы 87 450 183
Средний балл 56,5 33,8 43.07
Набрали от 81 до 100 баллов 88 3 12
Получили 100 баллов 0 0 0

3.3.Основные результаты ЕГЭ по физике в сравнении
по административно территориальным единицам

Таблица 98

Физика По не преодолевшим минимальную границу По среднему баллу По высокобальникам(от81-100 баллов)
Нальчик 19,88 44,09 2
Прохладный 4,11 49,63 2,7
Баксан 26,32 38,26 0
Баксанскому району 19,77 41 1,2
Зольскому району 13,04 40,43 0
Лескенскому району 18 39,96 0
Майскому району 15,15 45,45 3
Прохладненскому району 6,06 45,24 0
Терскому району 7,69 44,27 0
Урванскому району 18,31 42,8 0
Чегемский району 29,41 40,45 0
Черекскому району 16,67 41,47 1
Эльбрусскому району 24,14 42,43 0


3.Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.

Таблица 99

Часть работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 50

Тип заданий

1 Часть 1 24 32 64 С кратким ответом
2 Часть 2 8 18 36 С кратким ответом и развернутым ответом
Итого 32 50 100

В части 1 задания 1-22 группировались исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика.

   Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса физики

Таблица 100

Основные умения и способы действия Количество заданий
Вся работа Часть 1 Часть 2

Требования 1.1-1.3

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов, постулатов, принципов

12-14 12-14 -

Требования 2.1-2.4

Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний

9-12 9-12 -

Требование 2.5

Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента

2 2 -

Требование 2.6

Уметь применять полученные знания при решении физических задач

8 - 8

Требование 3.1-3.2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

0-1 0-1 -
Итого 32 24 8

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня включены в часть 1 работы (19 заданий, из которых 9 заданий с выбором и записью номера правильного ответа и 10 заданий с кратким ответом). Это задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.

Задания повышенного уровня распределены между первой и второй частями экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также уметь решать задачи на применение 1-2 законов (формул).

4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации из двух-трех разделов физики. Включение в часть 2 работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать обучающихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню сложности.

   Распределение заданий по уровню сложности

Таблица 101

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 50
Базовый (Б) 19 22 44
Повышенный(П) 9 16 32
Высокий (В) 4 12 24
Итого 32 50 100

  Средний процент выполнения заданий в КБР

Таблица 102

Обозначение задания в работе Проверяемые элементы содержания Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания Коды проверяемых умений Уровень сложности заданий Средний процент выполнения по региону
1 Скорость, ускорение, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение (графики) 1.1.3-1.1.6 1, 2.1-2.4 Б 49
2 Принцип суперпозиции сил, законы Ньютона 1.2.1,1.2.3-1.2.5 1, 2.1-2.4 Б 49
3 Закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения 1.2.6,1.2.8,1.2.9 1.2.2-2.4 Б 54
4 Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальная энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии 1.4.1-1.4.8 1,2.1-2.4 Б 5
5 Условие равновесия твердого тела, сила Архимеда, давление, математический и пружинный маятники, механические волны, звук 1.3.2, 1.3.5, 1.5.2, 1.5.4, 1.5.5 1,2.1-2.4 Б 50
6 Механика (изменение физических величин в процессах) 1.1-1.5 2.1 Б, П 26
7 Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами, единицами измерения) 1.1-1.5 1,2.4 П,Б 30
8 Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Диффузия, броуновское движения, модель идеального газа. Изменение агрегатных состояний вещества, тепловое равновесие, теплопередача (объяснение явлений) 2.1.1-2.1.5, 2.1.15-2.1.17,2.2.1, 2.2.3 1, 2.1-2.4 Б 61
9 Изопроцессы, работа в термодинамике, первый закон термодинамики 2.1.12, 2.2.6-2.2.7 1, 2.1-2.4 Б 42
10 Относительная влажность воздуха, количество теплоты, КПД тепловой машины 2.1.14, 2.24, 2.25, 2.2.9, 2.2.10 1, 2.1-2.4 Б 56
11 МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах) 2.1, 2.2 2.1 Б, П 46
12 МКТ, термодинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами, единицами измерения) 2.1, 2.2 1, 2.4 П,Б 32
13 Электризация тел, проводники и диэлектрики в электрическом поле, явление электромагнитной индукции, интерференция света, дифракция и дисперсия света (объяснение явлений) 3.1.1, 3.1.7, 3.1.8,3.4.2,3.6.10-3.6.12 2.1-2.4 Б 35
14 Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления) 3.1.5,3.3.1,3.3.2-3.3.4, 3.4.5 1, 2.1-2.4 Б 33
15 Закон Кулона, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца 3.1.2, 3.2.3, 3.2.4,3.2.7-3.2.9 1, 2.1-2.4 Б 22
16 Закон электромагнитной индукции Фарадея, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе 3.4.3,3.5.1,3.6.2,3.6.3,3.6.4,3.6.6-3.6.8 1, 2.1-2.4 Б 20
17 Электродинамика (изменение физических величин в процессах) 3.1-3.6 1, 2.4 П, Б 15
18 Электродинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и единицами измерения, формулами) 3.1-3.6 1, 2.4 П, Б 41
19 Инвариантность скорости света в вакууме. Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Изотопы. 4.1, 5.2.1, 5.3.1 1.1 Б 53
20 Радиоактивность. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. 5.3.4, 5.3.6 2.1 Б 77
21 Фотоны. Закон радиоактивного распада. 5.1.2,5.3.5 2.1 Б 49
22 Квантовая физика (изменение физических величин в процессах, установление соответствия между физическими величинами и единицами измерения, формулами, графиками) 5.1-5.3 2.1,2.4 Б 20
23 Механика – квантовая физика (методы научного познания: измерения с учетом абсолютной погрешности, выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе, построение графика по заданным точкам с учетом абсолютной погрешности измерений) 1.1-5.3 2.5 Б 52
24 Механика-квантовая физика (методы научного познания: интерпретация результатов опыта) 1.1-5.3 2.5 П 27
Часть 2
25 Механика, молекулярная физика (расчетная задача) 1.1-1.5, 2.1, 2.2 2.6 П 12
26 Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача) 2.1,2.2,3.1-3.6 2.6 П 41
27 Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) 3.1-3.6,5.1-5.3 2.6 П

16

28 Молекулярная физика 2.1.12-2.1.14 2.2 П 4
29 Механика (расчетная задача) 1.1-5.3 2.6,3 3
30 Молекулярная физика (расчетная задача) 2.1,2.2 2.6 П 6
31 Электродинамика (расчетная задача) 3.1-3.63.1-3.6,5.1-5.6 2.6 П 5
32 Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) 2.6 П 9

Обучающиеся не справились в основном с заданиями базового уровня     :

задания на закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, явление электромагнитной индукции, интерференция света, дифракция и дисперсия света (объяснение явлений), принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления), закон Кулона, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе.

Особые затруднения вызвали задания базового и профильного уровней по механике, молекулярной физике, электродинамике, квантовой физике – установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами единицами измерения, а также на изменение физических величин. Это свидетельствует о том, что обучающиеся испытывают дефицит в учебных достижениях по физике в умении описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний.

Низкий процент выполнения задания наблюдается у обучающихся по механике, квантовой физике, где необходимо было отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента.

Большие затруднения вызвали расчетные задачи по механике, электродинамике и квантовой физике. Немного лучше выполнены задачи по молекулярной физике. Это говорит о том, что обучающиеся плохо умеют применять полученные знания при решении физических задач.

К заданиям с развернутым ответом не приступило более 50% обучающихся, наблюдается низкий процент выполнения заданий. Следует отметить, что задачи по термодинамике обучающиеся решают немного лучше, чем по механике, электродинамике и квантовой физике. Опять выявилась проблема обучающихся – неумение применять полученные знания при решении задач, а при решении качественной задачи по молекулярной физике – слабо сформированные умения описывать и объяснять физические явления.

Традиционно вызвали затруднения задания по темам, изучаемым преимущественно в основной школе. Очевидны просчеты при организации сопутствующего и обобщающего повторения в старшей школе.

Как и в предыдущие годы, особые затруднения вызвали задания, сформулированные нестандартно, или новые задания, аналоги которых не представлены в многочисленных пособиях для подготовки к экзамену. При этом очевиден хороший процент выполнения заданий из открытого сегмента контрольных измерительных материалов, то есть тех задач, которые обсуждались учителями на курсах повышения квалификации, семинарах, были доступны обучающимся при самостоятельной подготовке к экзамену.

Существенного прорыва в результатах обучающихся при выполнении заданий с развернутым ответом можно ожидать при условии увеличения профильных классов. При изучении физики на базовом уровне у учителя нет возможности выходить на решение сложных задач. Подавляющее большинство школ в рамках своих учебных планов не может брать на себя ответственность по подготовке выпускников к выполнению частично второй и полностью третьей частей экзаменационной работы. Непопулярность большинства инженерных специальностей приводит к низким конкурсам в целый ряд вузов: для поступления часто оказывается достаточным преодолеть порог или набрать невысокие баллы. Как показывает практика, многие выпускники смещают акценты на подготовку к выполнению части 1, не приступая к серьезной подготовке к части 2.

Задания с развернутым ответом – это достаточно сложные физические задачи, подразумевающие сформированность умений по применению теоретических знаний. Фундамент для формирования этих умений закладывается в основной школе и постепенно надстраивается в течение всех лет изучения физики. Натаскать в течение ограниченного времени на решение задач такой сложности практически невозможно. Поэтому повышение качества физического образования невозможно без осознания важности и ответственности работы учителя на начальном этапе преподавания предмета в основной школе.

Подводя итоги, следует отметить, что у выпускников КБР в 2015 г. по физике в целом можно считать достаточными умения описывать и объяснять явления на базовом уровне по кинематике, динамике, статике, молекулярной физике, законам постоянного тока, инвариантности скорости света в вакууме, планетарной модели атома, ядерным реакциям, закону радиоактивного распада.

Нельзя считать достаточными у школьников КБР в текущем учебном году по физике в умении описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний, а также по механике, квантовой физике, где необходимо было отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента, а также при рещении расчетных задач и задач с развернутым ответом, что свидельствует о больших затруднениях в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Хочется отметить, что необходимо проводить проблемные семинары учителей по решению задач второй части, а также объявить конкурс на лучшеее методическое пособие по подготовке к ЕГЭ, так как существующие учебники и задачники не решат эту проблему при подготовке к решению задач части 2. Усилить качество преподавания в основной школе; обеспечить школы необходимым оборудованием для проведения экспериментов и лабораторных работ для приобретения обучающимися навыков практического использования физических знаний. Увеличить количество профильных классов.

5.Работа региональной предметной комиссии.  

Руководитель ПК по физике: Лихицкая Инна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ № 6» г.о. Нальчик

   Характеристика предметной комиссии по физике:

Таблица 103

Эксперты предметной комиссии Количество
Количество экспертов предметной комиссии, чел. 33

Из них:

- учителей образовательных учреждений

- преподавателей учреждений высшего профессионального образования

- преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования

30

3

-

Из них:

-имеющих ученое звание кандидата наук

- имеющих ученое звание доктора наук

- имеющих звание «Заслуженный учитель РФ»

2

-

-

Из них:

-имеющих статус ведущего эксперта

- имеющих статус старшего эксперта

- имеющих статус основного эксперта

8

6

19

С целью подготовки и совершенствования работы экспертов были организованы курсы повышения квалификации, проведены обучающие семинары. Тестирование в режиме on-line.

Процент удовлетворенных работ в ходе апелляции составил – 2,94.

Наибольшие расхождения вызвали задания № 29 по разделу «Механика». Это связано с тем, что требовалось обязательно выполнить правильно чертеж с расстановкой необходимых сил. Причем для дальнейшего решения проекции сил на отдельную ось не понадобилось. Вот с этим были связаны затруднения экспертов, вызвавших расхождения преимущественно в 1 балл.

6.Рекомендации:

Наиболее актуальной проблемой является повышение качества образования по физике. На результаты ЕГЭ влияет комплекс факторов: это и уровень учителей, и оснащенность классов, и качество учебников, и недостаточная мотивация самих детей.

Низкие показатели обучающихся выявили следующие проблемы: необходимо привести в соответствие содержания школьных учебников и задачников с содержанием ЕГЭ, создание методических пособий для подготовки к ЕГЭ. Cами учебники порой перегружены информацией, в них нелогично и витиевато все объясняется, ребенку тяжело работать с таким материалом самостоятельно.

Во многих школах классы физики недооснащены современным учебным и лабораторным оборудованием, что, несомненно, снижает качество предметной подготовки.

Хочется отметить, что очень важным является понимание профессиональным сообществом учителей физики очевидного факта: успешно подготовиться к ЕГЭ по физике невозможно исключительно путем «натаскивания» на выполнение стандартных заданий. Банк контрольных измерительных материалов настолько разнообразен, что успех ожидает только методологически грамотного абитуриента, того, который владеет общими методами решения физических задач, умеет применять физические законы для анализа нестандартных, новых для себя ситуаций, то есть просто хорошо обучен предмету в рамках действующих образовательных стандартов. При этом для качественного обучения недостаточно доброй воли обучающихся и профессионализма учителя: нужно достаточное количество учебного времени для наработки соответствующих умений.

        Статистика показывает, что подавляющее большинство выпускников, сдающих экзамен по физике, изучали предмет на базовом уровне. Базовый уровень изучения физики по объему часов отличается от профильного в 2,5 раза. При изучении предмета на базовом уровне у учителя нет возможности, работая со всем классом, выходить на формирование у обучающихся устойчивых умений по решению задач повышенного и высокого уровня сложности. Таким образом, существенного прорыва в результатах экзамена, особенно в выполнении заданий с развернутым ответом, можно ожидать только при условии увеличения количества классов с профильным изучением физики. Натаскать в течение ограниченного времени на решение задач повышенного и высокого уровня сложности практически невозможно.

Задачи с развернутым ответом часто являются задачами с нетрадиционным контекстом или задачами, в которых в явном виде не задана физическая модель. Успешное их выполнение возможно только в том случае, если подготовка шла не по принципу отработки как можно большего числа «типовых моделей», а при условии сформированности у обучающихся основ методологической культуры. Процесс формирования основ этой культуры включает в себя в качестве необходимых элементов анализ условия, выбор физической модели, обоснование возможности ее использования.

Многие ошибки выпускников обусловлены неотработанностью элементарных математических умений, связанных с преобразованием математических выражений, действиями со степенями, чтением графиков и др. Очевидно, что решение этой проблемы для учителя-физика невозможно без регулярного включения в канву урока элементарных упражнений на отработку необходимых математических операций.

На методическом объединении учителей физики необходимо обсуждать разделы «Механика», «Электродинамика», проводить обучающие постоянно действующие семинары.


7.Составитель отчета о результатах методического анализа:

Таблица 104

Руководитель ПК по физике

Лихицкая Инна Владимировна, учитель МКОУ «СОШ № 6» г.о. Нальчик

ГБУ "ЦОКОПМК" Минпросвещения КБР

Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

График работы с 9:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

phone 1+7 (8662) 42-76-90

Интернет-приёмная

 

Образование в РФ

4123445
Сегодня
Вчера
Этот месяц
2130
2507
50622

Счетчик joomla